В четверг в старшей школе Ширакского государственного университета был организован фестиваль харисы. Фестиваль был благотворительным. Это было не только способом еще раз продемонстрировать традиционное армянское блюдо (оно, будучи жертвенным блюдом, должно готовиться в осенние месяцы), но и поводом для общения и выражения почтения к пожилым людям, которые живут в Гюмрийском доме престарелых и других учреждениях по уходу. Фестиваль с концертной программой и готовящейся на протяжении часов харисой был организован в их честь.
Заведующий кафедрой психологии Гюмрийского государственного университета Карине Саакян в беседе с нами коснувшись признания ЮНЕСКО этого блюда как турецкого национального блюда, сказала: «Мы не боимся этого, потому что это блюдо могут готовить разные народы, но оно известно еще со времен Григора Лусаворича, свидетельством тому – наша летопись, хранящиеся в Матенадаране материалы, документы. Корни приготовления харисы уходят очень глубоко в историю, когда Григор Лусаворич покинул Хор Вирапа и направился в Вагаршапат, он решил угостить харисой собравшихся вокруг церкви служителей.
Он приказал для приготовления харисы зарезать овец, позвал сильных молодых парней, чтобы они перемешивали всю эту еду – перемешайте все это, основной смысл данной еды в этом. Впоследствии это блюдо получило развитие, стало повседневным, затем преподносили только на свадьбах, после геноцида армян в 1915 году хариса стала жертвенным блюдом, так называемым «матахом», который, наверное, и сегодня употребляется в народе, доказательством является блюдо, приготовляемое в Мусалере.
Состав харисы обязательно связан с культом пшеницы, то есть имеет древнейшие корни, идея семени – это идея долголетия нации, что обогащает армянскую национальную кухню. Если бы это блюдо не имело древних национальных корней, то в каком-либо веке оно было бы забыто. Одной из разновидностей харисы является «кяшка» – от слова «кашел» (тянуть), основывается на идее приготовления тягучего плова, и опять-таки в основе «кяшка», который готовится в день Сурб Хача («Святого Креста») – заложена идея семени».
Карине Саакян рассказывает, что как-то вместе со специалистами Центра арменоведческих исследований, которые изучают армянские традиционные блюда, они дегустировали харису в Карсе, и когда удивились вкусу, женщина-повар подошла и шепотом сказал – знаете, я армянка.
«И мы поняли, почему сила вкуса сохранилась в другом месте и была столь же выразительной», – говорит этнопсихолог. Она также отмечает, что при приготовлении харисы, ее нельзя сразу же мешать, смешивать можно только когда начинает закипать. «Не смешают для того, чтобы не было неурядиц ни в нации, ни в семье», – поясняет она.