Собеседник «168 жам» – бывший помощник госсекретаря США по Южному Кавказу, бывший посол США в Азербайджане, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ, директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне Мэтью Брайза.
– Г-н Брайза, сразу же после переговоров в Женеве Саргсяна и Алиева азербайджанская сторона нарушила договоренности, достигнутые на высшем уровне, применив в северном направлении противоборствующих сил артиллерийские снаряды, выпустив по армянским позициям противотанковую ракету типа «Спайк», что, по словам командующего Арцахской Армией обороны Левона Мнацаканяна, не останется без ответа. Я попросила бы Вас проанализировать нынешнюю ситуацию, с учетом недавних комментариев президента Армении Сержа Саргсяна и Новруза Мамедова. Почему после Женевской встречи ситуация на линии соприкосновения вышла из-под контроля?
– Основываясь на моем опыте, могу сказать, что, как правило, чрезвычайно сложно определить, кто первым начал стрелять. Часто провокация случается с одной стороны, которая отражается на позициях многих людей в конфликтующих сторонах, которые не хотят мирного урегулирования конфликта, что неприемлемо для другой стороны. У них возникают такие желание, когда в переговорном процессе становятся заметны положительные подвижки, как после встречи в апреле 2016 года президентов Саргсяна и Алиева с высокопоставленными должностными лицами США.
Некоторые из этих неблагоразумных людей выступили против моего назначения на должность посла США в Азербайджане, особенно руководство Армянского национального комитета Америки, и по тем же причинам нашлись люди, воспротивившиеся и с другой стороны, которые не испытывали счастья от моего приезда в Баку. В настоящее время главной целью должно быть преодоление последней вспышки насилия и восстановление тех положительных подвижек, которые были зафиксированы во время последних переговоров в Женеве.
– На Ваш взгляд, какие соглашения были нарушены армянской стороной, о которых говорит Мамедов?
– Предполагаю, что господин Мамедов сказал об очевидных договоренностях между Саргсяном и Алиевым, достигнутых в Женеве, не желая раскрывать пункты разногласий. Думаю, что господин Мамедов в частности сосредоточился на заявлениях президента Саргсяна, которые он сделал в ходе встречи с представителями армянской общины в Швейцарии, отметив, что Карабах никогда не может быть частью Азербайджана, тогда как президент Алиев придерживается противоположного мнения.
Аракс МАРТИРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»