30 сентября была введена в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Помимо руководства Турции, Грузии и Азербайджана в официальном мероприятии приняли участие премьер-министры Казахстана и Узбекистана. Из чего можно сделать вывод, что эти страны также связывают свои экономические надежды с запуском новой железной дороги. Было объявлено, что на строительство железной дороги протяженностью 826 км Азербайджан потратил 775 миллионов долларов. Стоимость участка дороги Ахалкалаки-Карс была покрыта Турцией.
Политики и экономические эксперты, вдохновленные введением дороги в эксплуатацию, видят огромные перспективы. По их словам, благодаря этой части железной дороги уже становится реальностью прямая железнодорожная связь между Пекином и Лондоном. Данный международный (или региональный, если мы не верим в экономические перспективы железной дороги) проект вновь обошел нашу страну. Точно так же, как в обход Армении был построен нефтепровод Баку-Джейхан.
В обоих случаях наши политические силы и власти не жалели сил и энергии, чтобы оставаться вне этих проектов. Например, неприсоединение к нефтепроводу «Баку-Джейхан», АРФД считала своей победой. В 1990-е годы в официальном органе этой партии во всех номерах аргументировалась политическая целесообразность не присоединяться к нефтепроводу.
И отмежевание от железной дороги было претворено уже руками второго президента Армении Роберта Кочаряна. Кажется в 2004 году, во время встречи со студентами ЕГУ, Р. Кочарян заверял, что строительство никогда не начнется.
В 2007 году, когда первые лица трех соседних стран подписали меморандум о намерениях начать строительство, наши власти все еще убеждали нас в том, что это блеф. Они убеждали, что США против этого проекта и не допустят его строительства.
Это были времена, когда министр иностранных дел Осканян произносил блестящие речи о возможности непрестанного и неодолимого развития в течение ближайших 100 лет в условиях блокады.
Ара ГАЛОЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»