Лента новостей
Новости дня

Москва фиксирует тактические успехи: но игра еще впереди

07 ноября,2017 21:22

У Запада пока стратегии нет, но существует ли политически единый Запад?

После аннексии Россией Крыма в 2014г, оглянувшись назад становится ясно, что многие институты, сформированные после Второй мировой и Холодной войн, на которые опирался действующий миропорядок, потеряли свою дееспособность и больше не способны выполнять свои функции. А попроще говоря, сформировавшийся миропорядок не действует, а новый отсутствует.

Более того, сформировавшиеся в 1945-48гг системы, призванные защитить преодолевшие фашизм и нацизм общества от проникновения советского тоталитаризма, утвердить основанный на либеральных ценностях трансатлантический альянс, который и добился в 1991г неоспоримой победы в Холодной войне и выполнил свою историческую миссию, выяснилось, что в период, называемый «постсоветским», эти институты не смогли идти в ногу со временем и даже замечать новые вызовы, не смогли предвидеть их и дать им адекватный ответ.

Они не замечали, что в не так уж и глубоких недрах ельцинской «демократии», всего лишь за ее фасадом и декорациями, изначально в засаде засел российский неоимпериализм, главным инструментом которого должны были стать организованные преступные группировки, состоящие из сплава широко и весьма находчиво воспользовавшегося возможностями приватизации последышей ВЧК-НКВД-КГБ и криминала. Запад интитуционально не заметил также, когда затем организованные преступные группировки захватили государство и, как прекрасно сформулировал в ходе Нюрнбергского процесса 1946г представитель СССР, прокурор Руденко, «государство превратили в орудие преступления».

То, что предавшийся эйфории Запад называл «демократизацией», «либерализацией», «формированием свободной рыночной экономики», в действительности было дымовой завесой, за которой шел процесс, когда советская система «рационального» террора (определение Альбера Камю) адаптировалась к новым реалиям. Кстати, в отличие от Запада.

Когда Путин друг за другом мял СМИ России, а в стране убивали свободных журналистов и оппонентов, в аппарате Кремля формировалась идеология «суверенной демократии», а бархатные антикриминальные («цветные») революции провозглашались «угрозой национальной безопасности» России, и когда вокруг этого стали тиражироваться разные теории заговора от «Сороса» до «печенек Виктории Нуланд», внутри страны стал структурироваться сплав силовиков, криминала, крупного бизнеса и бюрократии – Запад институционально и этого не замечал.

А начал замечать, в некоторой мере, когда после Гитлера впервые в Европе появился агрессор, который напал на Украину, аннексировал Крым и начал говорить о новой «Ялте-2», по которой по меньшей мере постсоветское пространство должно быть признано зоной исключительных интересов Москвы. Начал замечать – это еще не означает, что заметил. Конечно, нет! Более того, как показывают события, нет гарантий даже того, что заметит, даст оценку и предпримет меры в краткосрочной перспективе, несмотря на то, что сформировавшаяся международная коррупция по степени угрозы по меньшей мере сравнялась с международным терроризмом.

Да, объявлены санкции, довольно тяжелые санкции. И что? А в 1939г Британия и Франция войну объявили Гитлеру два дня спустя после его нападения на Польшу, и до падения Парижа она называлась «странной войной», поскольку солдаты-союзники поляков больше в волейбол играли, чем воевали, а над Европой витал дух позора «Мюнхена»…

Российский политолог и публицист Лилия Шевцова констатирует, что в настоящее время либеральная демократия переживает воей третий глобальный кризис – после 30-ых и 70-ых. Это еще и глубокий и глобальный моральный кризис. Мораль – этот фундамент и опора, основывась на которые, Запад со своими ценностями остановил советскую угрозу и отправил империю зла на свалку Истории – сегодня покрылась глубокими трещинами и ослабла.

Когда тысячи украинцев в 2014-15гг героически сражались и погибали за свою свободу с флагами Европейского Союза в руках, в Европе граждане стран-членов Евросоюза, созданного благодаря неимоверным усилиям их отцов и дедов, шли на свободные выборы и тысячами голосовали в пользу крайне правого и крайне левого политического мусора, который призывает «договориться», «сотрудничать» с Путиным. А американский генерал Бридлав с военной прямотой констатировал, что у НАТО нет стратегии, как поступать с нациями, которые не входят в состав России, но и не являются членами НАТО.

И потом, есть ли сегодня тот Запад, который как общность, основанная на ценностях и общей стратегической концепции, сформировался после исторической Фултонской речи Уинстона Черчилля в 1946г. Ответа на этот вопрос на сегодняшний день не имеет и сам Запад.

Но этот ответ вырисовывается в совокупности реалий, создавшихся в постсоветских странах. В Украине, Грузии и Молдове деградация ситуации очевидна, то же – в Армении. Просто послушайте крайне осторожные заявления президента Грузии, касающиеся агрессии со стороны Москвы, уничижительный детский лепет высокопоставленных должностных лиц Армении о «благах» Евразийского союза. А что происходит в Азербайджане и Турции – эти процессы более чем красноречивы.

Сегодня на Южном Кавказе три признанных государства, и это как будто не Армения, Грузия и Азербайджан, а Россия, Турция и Иран. Здесь «глобальный спойлер» Россия в лице Баку и Анкары нашел «локальных спойлеров»-братьев и успешно продвигает свою региональную стратегию, результатом чего может стать то, что и Армения, и Грузия будут иметь возможность существовать лишь как формальные единицы. А усугубляющийся кризис между США и Ираном может попросту «зацементировать» треугольник Анкара-Москва-Тегеран, в котором Тегеран просто вынужден стать третьей стороной – к выгоде Москвы и Анкары, а Баку здесь отведена роль важного провайдера для полноты картины. И железная дорога Баку-Тбилиси-Карс нисколько не обходит Россию, как предполагалось изначально, когда Турцию считали за субъект стратегии Запада, а наоборот: антизападная Турция получает связь с антизападной Москвой посредством антизападного Баку, а Тбилиси, как героиня легенды «Ахтамар» так и останется ждать НАТО, если ничего не меняется.

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили дипломатично отмечает, что «мы должны дождаться исторического момента», когда «падет Берлинская стена. И он прав не только в контексте замороженных конфликтов на территории Грузии, но и по большому счету. Однако, реалии таковы, что нынешние политические элиты Запада не готовы к новому Фултону, новому Рейгану, который империю зла назовет именно империей зла и откажется на одной моральной плоскости «обсуждать», «вести диалог» о чем-либо или «соблюдать баланс» с этим злом, и на Западе «совокупный Черчилль» еще только должен начать опровергать подходы «совокупного Чемберлена».

А пока Москва фиксирует тактичееские успехи на постсоветском пространстве и вне его – в Европе, США, на Ближнем Востоке. Но игра не завершилась, игра только началась, и она будет длиться долго. Перефразируя Джорджа Кеннана, «Русский мир», как и «мировой коммунизм», похож на болезнетворного паразита, который питается за счет пораженных тканей, которых у Запада сейчас пока что очень и очень много…

Рубен МЕГРАБЯН

Газета «Аравот»
07.11.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать