Вокруг урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта вырисовывается довольно сложный и многоплановый процесс. После долгого затишья и встречи 16 октября в Женеве президентов Армении и Азербайджана складывается впечатление, что в переговорном процессе сталкиваются армянские и азербайджанские повестки относительно дальнейшего пути урегулирования конфликта, так как в настоящее время для двух сторон нет общей приемлемой переговорной повестки.
Интересно то, что с одной стороны предпринимаются попытки сохранить результаты, достигнутые во время встреч на высоком уровне в Вене и Санкт-Петербурге, с требованием от конфликтующих стороны внедрить механизмы расследования на линии соприкосновения противоборствующих азербайджано-карабахских сил. С другой стороны, со стороны оси Анкара-Баку делаются попытки дискредитировать, провалить процесс МГ ОБСЕ, вывести Москву из повестки МГ ОБСЕ, привлекая к работе по реализации других планов.
Армянская сторона, судя по заявлениям высокопоставленных должностных лиц, пытается противостоять этим турецко-азербайджанским планам, хотя и президент Турции Реджеп Эрдоган лично пообещал обсудить урегулирование конфликта с президентом РФ Путиным в ходе встречи 13 ноября, утверждая, что при желании президента России конфликт будет урегулирован. В частности, президент Турции отметил, что ключ к решению Карабахского конфликта находится в руках президента Владимира Путина, и, если он захочет, вопрос очень легко может получить свое разрешение. Он также намекнул, что у него есть определенные предложения для Путина. Наряду с этим заявлением Эрдогана, один из азербайджанских аналитиков ввел в оборот план, согласно которому Армения освобождает пять районов в обмен на вступление Азербайджана в ЕАЭС, ОДКБ и размещение российских миротворцев в Карабахе.
Отметим также, что неизвестно, идет ли речь о получившем название «план Лаврова» или новом документе. Однако российская сторона относительно этого плана пока хранит молчание, тогда как Венские и Санкт-Петербургские соглашения, похоже, находятся в повестке Москвы.
На днях постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил на заседании Постоянного совета ОБСЕ, что высоко ценит обязательство сторон по осуществлению дополнительных шагов для смягчения напряженности вдоль линии соприкосновения, и этой цели послужит также реализация договоренностей, достигнутых 16 мая 2016 года в Вене и 20 июня в Санкт-Петербурге, и которые направлены на минимизацию военных рисков и расширение наблюдательной миссии ОБСЕ на линии соприкосновения.
Аракс МАРТИРОСЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»