О внешних перспективах Армении, Карабахском конфликте «Иратес» побеседовал с депутатом Верховного Совета и Национального собрания РА в 1990-1999 гг. Ержаником Абгаряном.
– Входящая в состав ЕАЭС Армения готовится подписать соглашение с ЕС. Фактически, вновь актуальна политика «и-и»?
– Уверения властей Армении, что соглашение с ЕС будет «обязательно» подписано, при поверхностном изучении может создать впечатление, что будет продолжаться «комплементарная» политика Осканяна, или, как вы заметили – политика «и-и». Тогда как Армения, став членом ЕАЭС, на самом деле принудительно оказалась в составе искусственного образования, куда вошли не уважающие взаимные интересы недоразвитые государства, где все диктует Россия.
Я уверен в одном: Москва не позволит Армении совершать какой-либо самостоятельные шаги на международной площадке, даже если в этом соглашении не будет ничего, что бы касалось российских интересов. Как вчера, так и завтра «политика» властей Армении не имела, и не будет иметь никакого отношения к политике, руководствующейся исключительно государственными интересами собственной страны, народа.
– Много критики звучит по поводу членства в ЕАЭС, парламентская оппозиция даже выдвинула проект закона о выходе из этого союза. Власть, в свою очередь, отметила, что экономические результаты не могут быть видимыми в столь короткие сроки, а в плане безопасности ЕАЭС – это необходимость. В конце концов, какой курс внешней политики может принести успех Армении?
– Да, даже многие из тех, кто находится в высших эшелонах власти, в неофициальных беседах высказались против членства Армении в ЕАЭС. Кстати, документальная база ЕАЭС существенно уступает развитости налоговой и таможенной законодательной базе, действовавшей в Армении до вступления ее в эту организацию. Власть Армении для оправдания этого своего шага озвучила ту мысль, что, мол, одного года недостаточно, чтобы стали видимыми «достижения», связанные с членством в ЕАЭС, а совсем недавно начала трубить о каких-то процентах, цифрах, которые «доказывают», что, это якобы приведет к «положительным» изменениям во внешнем товарообороте Армении. Прежде всего, отметим, что на самом деле любой положительный шаг, направленный на хозяйствование, становится ощутимым населению страны как максимум в течение шести месяцев, хотя это население пока еще никак не почувствовало никакого влияния этого на свое материальное положение. А спустя год обычно уже становится видимым некоторый реальный прогресс, в результате которого становится возможным, даже в минимальном размере, внести в бюджет некоторую дополнительную сумму.
Что касается вышеупомянутых процентов, то они в основном отражают обычный двухсторонний армяно-российский товарооборот, который, больше или меньше, имел место в прошлом, и сегодня осуществляется, не приводя к каким-либо серьезным последствиям. Но… точно так, как мы не имеем серьезных оснований верить в цифры общегосударственных выборов и статистики Армении, так мы не можем и верить последним данным, озвученным властями по поводу экономического прогресса Армении после ее вступления в ЕАЭС. Я не верю в будущее ЕАЭС не только в плане отсталых экономических и научно-технических возможностей России, но и ее предупредительных поползновений в отношении всех соседних народов, пренебрежения общемировыми демократическими ценностями, постоянного стремления противопоставляться всему миру. Я не верю звучащим в Армении тому «победному ору», что, якобы, после вступления в ЕАЭС экономика Армении выходит из состояния кризиса, который продолжался 10 лет.
Что касается подписания соглашения с ЕС, то я думаю, что преждевременно делать какие то утверждения об этом. А аргументирование вступления в ЕАЭС безопасностью страны просто позор. Странно то, что в умы армян словно гвоздем вколочено убеждение, что, якобы русские – единственный и незаменимый «спаситель» и «друг» армян и Армении. Последнее показывает, что мы, мягко говоря, плохо представляем основы дальнейшего существования нашей страны. Народ, который имеет независимую страну, обязан требовать от своего руководства, чтобы оно подчиняло и формировало свою внутреннюю и внешнюю политику исключительно на основе требований реальных государственных и национальных интересов. В этом случае если, в частности, ставится вопрос безопасности, то в этот век возросших скоростей и сокращения времени и расстояния становится легче найти настоящих и надежных союзников. Не надо забывать, что выбор союзника делается не с видом запуганного страдальца, или с заверениями в верности сгорающей от любви к ближнему куртизанки, или притворных протокольных реверансов на дипломатической площадке, а, с учетом, в числе других, международных реалий и обстоятельств, а также простых арифметических расчетов о совпадении истинных взаимных интересов и устремлений. В этом деле также вредна притворная и давно уже изжившая свой век традиция приспособленчества. Короче говоря, в настоящее время я пишу пространную статью под названием «О безопасности», которая продолжит и ответ на этот вопрос. Когда ее закончу, мне пока неизвестно.
Беседу вела Рузанна ХАЧАТРЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Иратес»