Возможно, самым интересным нюансом в заседаниях Национального Собрания Армении на этой неделе стали широкомасштабные нападки блока «Царукян» на премьер-министра, правительство и особенно председателя Комитета государственных доходов. Вероятно, фракция получила соответствующее указание от лидера партии, который одновременно является крупным бизнесменом и недоволен тем, что его бизнес «притесняют».
Я не могу сказать, справедливо или несправедливо это «притеснение». Понятно, что если «налоговая» задастся целью, она всегда сможет найти недостатки в различном бизнесе. Есть сферы, которые достигли современных, цивилизованных стандартов прозрачности (например, ИТ), но эти направления не входят в сферу интересов нашей олигархии, они предпочитают более простые, ощутимые и сразу приносящие доход области, одной из которых является торговля со своими супермаркетами, молами и ярмарками.
Итак, вся парламентская фракция посвятила себя защите бизнеса своего лидера. Некоторые видят в этом что-то необычное и странное. Некоторые рассматривают это как скрытую борьбу Сержа Саргсяна или части республиканцев против премьер-министра. На самом деле ничего такого нет, проблема здесь в чисто экономических интересах. И это вполне естественно, движущей силой политики являются именно эти интересы, и так происходит во всем мире. Конгрессмены США тоже занимаются лоббированием той или иной экономической группы, но в публичных выступлениях они, естественно, не упоминают причины такой политической позиции и в качестве стимулирующей силы для своей деятельности в основном ссылаются на интересы граждан США (в Армении – на «бедствующий» народ»). Просто в США экономические группы, которые покровительствуют конгрессменам, представляют компании с капиталом в десятки миллиардов долларов. Наш масштаб более скромен, наш масштаб – торговый центр «Ариндж Мол».
Так что, в этой борьбе я вижу здоровые элементы, которые в целом соответствует духу парламентаризма, когда различные парламентские группы представляют конкурирующий между собой бизнес. Было бы странно и неестественно, если бы происходило наоборот, и все депутаты проявляли бы единодушие по всем вопросам. Это означало бы, что в нашей экономике нет конкуренции.