Кремль обеспокоен сближением Вашингтона с Киевом, но сдавать позиции и сепаратистов не намерен, считает российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь» Константин Эггерт. В комментарии для Deutsche Welle под заголовком «Путин в Донбассе «своих» не сдает» он далее пишет:
Неожиданное на первый взгляд решение Владимира Путина впервые вступить в прямой официальный контакт с лидерами так называемых «ЛНР» и «ДНР» Игорем Плотницким и Александром Захарченко, на самом деле, может значить только одно — внимание Кремля вновь переключается на Украину. То, что для беседы выбран выигрышный для воздействия на общественное мнение вопрос обмена пленными между украинской стороной и пророссийскими сепаратистами — тоже неслучайно. Как и то, что на сцене вновь появилась фигура путинского кума Виктора Медведчука.
Под давлением Трампа
Причины возобновившегося интереса Кремля к конфликту с Украиной серьезны. Во-первых, и главных, — это необходимость реагировать на политику администрации Дональда Трампа. Если верить информации The Wall Street Journal, Вашингтон предлагает ввести на всю территорию Донбасса многотысячную миротворческую миссию ОБСЕ. В случае если Путин не согласится с этой идеей, то американцы намерены передать правительству Петра Порошенко оружие, включая противотанковые комплексы FGM-148 Javelin («Дротик»). Именно эта тема стала главной на переговорах спецпредставителя США по Украине Курта Волкера и эмиссара президента России Владислава Суркова 13 ноября.
То, что политику американской администрации в отношении Украины сегодня формируют министр обороны генерал Джеймс Маттис и один из ближайших сотрудников сенатора Джона Маккейна Курт Волкер, Москву не радует. Согласиться на размещение миротворцев по всей де факто оккупированной территории Донбасса в Кремле не готовы — это будет значить как минимум серьезные сложности для перемещения оружия, боеприпасов и российских военных через неконтролируемую Киевом границу.
Однако отказаться от предложения Вашингтона — значит пойти на серьезное обострение отношений и создать прямую военную угрозу для марионеточных режимов в Донецке и Луганске. Предложение о массовом обмене пленными позволяет Москве оттянуть время и перенести дискуссию, хотя бы на какое-то время, в бесспорную и выигрышную гуманитарную сферу.
Сигнал Киеву и Вашингтону
Во-вторых, прямой публичный разговор Путина с Плотницким и Захарченко — жесткий сигнал и Киеву, и Вашингтону: «Мы своих не сдадим!» Президент России в один момент поднял двух, скажем мягко, частных лиц с неоднозначной репутацией до уровня глав государств. После введения рубля, российских учебников, паспортов и захвата предприятий Рината Ахметова это — еще один шаг в направлении возможного признания так называемых «республик». Путин считает угрозу признания «ЛНР» и «ДНР» эффективным методом давления на Украину и Запад. Это возможный — хотя пока и не принятый окончательно — козырь перед предстоящими весной президентскими выборами, на которых нужно напомнить российскому избирателю, что Путин — всегда победитель и не боится американцев с европейцами.
В-третьих, в самой Украине в 2019 году пройдут президентские и парламентские выборы. Кремль тоже начинает готовиться к ним. Задача — провести в Верховную раду дружественных депутатов, которые тормозили бы реформы (хотя сегодня это, похоже, успешно делает нынешняя власть) и мешали бы сближению страны с Западом.
Появление на политической авансцене Виктора Меведчука в этом смысле символично. Доверенный адвокат КГБ в советское время (работал «назначенным защитником» на диссидентских процессах), глава администрации Леонида Кучмы в период «оранжевой революции» и, фактически, родственник президента и премьер-министра России (Владимир Путин и Светлана Медведева — крестные родители его дочери), Медведчук не скрывает своих пророссийских взглядов. Его главные идеи — федерализация Украины и придание особого статуса русскому языку.
И хотя многие считают, что у Медведчука нет никаких шансов в нынешней военной обстановке сыграть значительную роль в украинской политике, в Кремле по каким-то причинам считают иначе. В Москве, похоже, делают ставку на то, что к 2019 году разочарование украинцев нынешним правящим классом станет настолько сильным, что пророссийские силы получат определенный шанс.
Обмен пленными, если он состоится, призван показать Украине, Америке и всему миру, что российское руководство может быть чувствительным и гуманным, когда ему это выгодно. Но если вы этого не оцените — пеняйте на себя! На фоне угрозы новых американских санкций Путин продолжает играть рискованную украинскую игру — потому что Украина была, есть и останется главной внешней (а, в каком-то смысле, и внутренней) проблемой для Кремля.
Фото — Deutsche Welle