Бывший заместитель председателя общественной организации «Ассоциация сотрудничества МСП», член движения «Касецум» («Пресечение») Самсон Григорян, касаясь «конфронтации» Комитет госдоходов — «Ариндж мол» отметил, что некоторые обоснования, опубликованные созданной работниками «Ариндж мол» общественной организации «Согласие», разумны. Напомним, что торговцы из «Ариндж мол» провели акцию протеста перед зданием НС, требуя прекратить налоговые проверки. А параллельно с этим члены фракции Царукян в НС заявляли о том, что проводящиеся в «Ариндж моле» (принадлежащей семье Гагика Царукяна) проверки являются террором, и если комитет госдоходов хочет найти «тень», то пусть ищет ее во дворцах, построенных в Монументе. После этих обвинений налоговая опубликовала налоговые данные торговых центров «Ариндж мол», «Сурмалу» и «Петак». Согласно заявлению в комитете по госдоходам ставят под сомнение то, что имея много сотрудников «Ариндж мол» платит так мало налогов, в частности имея 748 хозяйствующих субъектов, «Ариндж мол» декларирует всего 338 работников, констатируя, что в каждой торговой точке работает по полчеловека.
На заявление Комитета госдоходов ответила общественная организация «Согласие», заверив, что данные, опубликованные комитетом не имеют ничего общего с реальностью: «Считаем необходимым констатировать, что 748 хозяйствующих субъектов имеют не 338 работников, а 338 плюс 748 работников, поскольку большая часть 748 — частные предприниматели, и они же считаются работниками. Второй важный факт — это то, что комитет по госдоходам не заявляет о том, что «Ариндж мол» работает 12 дней в месяц, а остальные ярмарки, в которых упоминается в заявлении, работают каждый день». Помимо этого, они отметили, что их торговый центр находится за пределами города, поэтому товары там дешевые.
Самсон Григорян в беседе с Aravot.am отметил, что данные, представленные комитетом по госдоходам, просто смехотворны: «Поскольку частные предприниматели работают сами, они не могут себе позволить еще и нанять кого-то на работу. Что касается «Ариндж мола», то здесь самая большая торговая точка в 20 квадратных метров, и один работник легко справляется со всей работой».
Что касается оборота, показанного «Ариндж молом», о котором говорит комитет по госдоходам, то здесь нельзя однозначно утверждать, правильно все или нет: «Не думаю, что у тех, кто продает дешевую китайскую одежду, может быть серьезный оборот, мне известно, что в «Ариндж моле» сейчас торгуют те, кто раньше торговал на ночной ярмарке на стадионе Раздан, и там продают дешевые вещи. Хочу сказать также, что для того, чтобы купить дешевые носки, мало кто поедет в «Ариндж мол», в центре города есть подобные торговые центры — «Петак» и «Сурмалу». Самсон Григорян удивляется тому, что комитет госдоходов с тем же энтузиазмом не заявляет о регистрации открытого им же ООО «Норфолк консалтинг» — суперкарго, который, согласно появившейся в прессе информации, зарегистрирован в офшоре под названием «Norfolk Projekt LP». «И всех массово направляют в этот суперкарго, эта компания начала весьма серьезную деятельность с государственными органами, можно сказать, даже деятельность стратегического значения. Я имею в виду, что львиная доля растаможки находится в ее руках, а экономика страны во многом зависит от растаможивания. А почему с тем же энтузиазмом комитет по госдоходам не заявляет о количестве сотрудников в учреждениях, принадлежащих крупным олигархам? Недавно в прессе появилась информация о том, что собственник недавно открывшейся компании «Алекс текстиль» (принадлежащий депутату НС Самвелу Алексаняну) сказал президенту, что у него 500 сотрудников, на самом деле законно зарегистрирована всего половина из них».
Помимо этого, Григорян призывает опубликовать и другие показатели тоже: «Почему комитет не хочет говорить о том, что изменилось после снижения налога с оборота с 5% до 1.5%? Мы устали уже требовать, чтобы опубликовали, сколько процентов бизнеса перешло на 1.5%, а сколько осталось на уровне 5%. Это важные цифры. Почему Комитет по госдоходам умалчивает о том, что крупные импортеры растаможивают свои товары на казахских таможнях и потом только ввозят в Армению? Все это весьма сомнительно».
Григорян не исключает, что в малом бизнесе есть тень, тем не менее, отмечает, чти комитет «в глазу крупных субъектов бревна не видит, гоняясь за соломиной в глазу мелких».
По словам Самсона Григоряна, комитет по госдоходам должен рассказать о том, почему не хочет отказываться от контрольных цен, которые резко отличаются от цен в счете-фактуре на импортируемые товары, поэтому и малый бизнес предпочитает частично оставаться в тени: «Потому что у малого бизнеса в этом случае будут серьезные проблемы». Есть много чего, о чем комитет по госдоходам предпочитает умалчивать, отмечает наш собеседник.