«Сегодня оборонная система нуждается в научном потенциале», – заявил заместитель министра обороны Артак Закарян во время сегодняшней встречи в парламенте депутатов, представителей оборонного ведомства и министерства образования и науки с членами инициативной группы «Во имя развития науки». Напомним, что студенты провели недельную забастовку, протестуя против ограничения права на отсрочку, введенного законом «О военной службе и статусе военнослужащего», после чего была достигнута договоренность о проведении в парламенте круглого стола.
Министр образования и науки Левон Мкртчян представил невеселые цифры, свидетельствующие о числе кандидатов, остающихся в науке. В отчет на это член инициативы «Во имя науки» Давид Петросян отметил, что это, может быть, обусловлено финансированием науки: «Во время нашей дискуссии вышло так, что министр обороны спросил у одного из наших парней – сколько вы, например, получаете денег за науку, что ведете себя так? Тот ответил – 80 тысяч. Министр обороны сказал – а мы платим 260 тысяч. Складывается ситуация, когда, обеспечивая социальную привлекательность, перемещаем на другое поприще».
Давид Петросян сообщил, что они провели исследование, и в курсе, как парни продолжают заниматься наукой, вернувшись из армии. Заместитель министра Артак Закарян ответил: «Время для участия в программе «Честь имею» до следующего призыва пока еще есть. Решениями правительства разрабатывается специальный порядок». Он подчеркнул, что согласно действовавшему законодательству получалось так, что люди шли в науку, но, не добившись научных результатов и отказываясь от науки, они получали право не служить в армии: «Это не касается тех ученых, которые усердно трудятся за очень маленькую зарплату».
Левон Мкртчян согласился, что материальная обеспеченность имеет большое значение, чтобы занятие наукой стало привлекательным, и это – предмет для обсуждений: «Меня беспокоит то, что даже если мы обеспечиваем для молодых людей в армии непрерывность учебного процесса, у нас остаются проблемы, связанные со стареющей научной кафедрой. Кажется, даже право на отсрочку не спасает науку от старения. Нет мотивации, чтобы человек оставался и занимался наукой, даже право на отсрочку не спасает ситуацию».
Министр также отметил, что в заявках от молодых научных работников в конкурсе за места у 79 научных руководителей, 49 поступили от парней, прошли 29, и никто не служил: «Я думаю, что решение этому можно найти, чтобы в физике и в других важных для нас направлениях обучение сделать на 80 процентов бесплатным, сделать привлекательным для молодежи».
Студент Айк Закарян сказал, что увеличение бесплатных мест, конечно, хорошо: «В общем числе ученых отслужившие парни составляют меньшую часть. Но если по действующему закону среди оставшихся в науке большинство составляют не служившие, то существование оставшихся в науке вообще окажется под ударом».