Кто боится американского «Кремлевского доклада», какая судьба ждет «русские триллионы» в Европе и США, почему симпатии Трампа уже не имеют значения и какие дороги остаются у путинской «элиты».
Самые интересные темы последних недель редакция Каспаров.Ru обсудила с публицистом Андреем Пионтковским.
— На днях в Конгрессе США состоялись новые слушания по вопросу вмешательства России в американские выборы. На них генеральный прокурор Джефф Сешнс давал очередные показания о том, что ему было известно относительно связей штаба Трампа с Кремлем. Каково значение этого заседания?
— Я бы не драматизировал очередные зафиксированные случаи лжи или, скажем так, провалов памяти у членов трамповского избирательного штаба и трамповской администрации. Ситуация довольно тягучая, она будет продолжаться долго и, думаю, в конце концов приведет к отстранению нынешнего президента Соединенных Штатов. Но случится это не раньше промежуточных выборов осени будущего года, на которых демократы надеются получить большинство в обеих палатах, и прежде всего в Палате представителей, которая по конституции инициирует процесс импичмента. Сейчас они набирают очки для того решающего боя, который произойдет в Конгрессе уже нового состава.
С другой стороны, нас это не очень-то должно интересовать. Эти события, безусловно, важны для американцев, но в том, что касается российского направления, симпатизирующие Кремлю фигуры — Трамп и Тиллерсон — практически отстранены от процесса принятия решений. Закон об антикремлевских санкциях был одобрен Конгрессом почти единогласно. Несмотря на все оговорки и причитания Трампа, он вынужден был его подписать.
Напомню, что закон требует, чтобы исполнительная власть в течение 180 дней представила список коррумпированных фигур, близких к Путину, имеющих активы в США. И начинаться этот перечень будет с него самого. (Фокусы с ролдугиными уже не прокатят.) В законе сформулирован основной критерий отбора лиц, которые будут подвергнуты санкциям — closeness to Putin — близость к Путину.
— Насколько, на ваш взгляд, вероятно, что вслед за США в Европе составят аналогичные документы и будет решаться вопрос о тех активах, которые пока не обсуждались?
— Я очень ценю утечки, которые озвучивает Валерий Соловей, и считаю его сегодня гораздо более эффективным кротом, чем Алексей Венедиктов, который выполнял эту роль на протяжении многих лет. Валерий Соловей отвечает на ваш вопрос вполне определенно. Его короткий пост содержит три интересных утверждения: Россия не будет допущена на зимние Олимпийские игры в Корее; Конгрессу США будет представлен список российской верхушки, чьи активы будут заморожены; аналогичные санкции будут введены и в Европе.
Кстати, на обсуждении в Конгрессе 14 ноября эксперты дали оценку размеру наворованных российских частных активов, хранящихся в США — от 0,8 до 1,4 триллиона долларов. Еще примерно на половину этой суммы — незаконно нажитые средства, находящиеся в Великобритании (в основном в недвижимости). То есть, грубо говоря, два триллиона в этих двух странах. И у меня есть все основания присоединиться к прогнозу Соловья. Достаточно вспомнить недавнее беспрецедентно жесткое заявление премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в адрес Путина, которое по стилистике напомнило мне «железную леди» Маргарет Тэтчер: «We know what you are doing, and you will not succeed», — «Мы знаем, что вы делаете, и вы не преуспеете».
— Получается, Запад наконец-то решился на консолидированную антикремлевскую атаку по всем фронтам. Результаты расследования о северокорейских баллистических ракетах тоже, видимо, не сулят ничего хорошего для Путина.
— Такой гигантский скачок в ядерной и ракетной технологиях за последние год-полтора Северная Корея самостоятельно сделать не могла. Ясно, что Кремль курирует этот режим и технологически, и политически. Но не менее впечатляющим было и поражение в голосованиях по сирийской химической атаке в Совете Безопасности ООН. Нас ни по первой, ни по второй (примирительной японской) резолюции не поддержал Китай. Мы остались только с Боливией, что говорит о полной изоляции режима.
Но я бы не согласился с вашей формулировкой о консолидированной атаке. Это консолидированная контратака. Три года нам по телевидению объясняли и продолжают объяснять, что мы воюем ни с какой-то там Украиной, а на территории Украины с Соединенными Штатами Америки. Была громогласно объявлена гибридная война Западу и, прежде всего, США. Сейчас оставшимся наверху думающим людям понятно, что эта война проиграна.
Я обратил бы внимание наших читателей на текст Дмитрия Тренина «Понять Украину«. Эта статья — забавное обоснование с кремлевских позиций той самой гибридной капитуляции, о неизбежности которой я пишу уже достаточно давно. Значительная часть элиты отчаянно хочет о чем-то договориться с Западом по Украине. Им кажется, что Запад был бы готов принять это что-то как капитуляцию и, соответственно, остановить накатывающийся на них маховик санкций. При этом им очень хотелось бы собственному телепиплу продать эту самую капитуляцию как победу. Вот Тренин и подсказывает им, как это сделать. Его основной посыл: да и не нужна нам была эта Украина, без нее даже лучше Великой России, нас туда хотели заманить, но, слава богу, мы туда не вляпались.
— Прошедшая несколько дней назад панель мозгового центра Atlantic Council, в которой вы участвовали, как раз была посвящена разработке американского санкционного списка.
— В ней также участвовали два сотрудника Atlantic Council — известный в России экономист Андерс Ослунд и бывший заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид, который в течение трех лет, до февраля этого года, был также координатором по вопросам санкций. Но не бывает бывших координаторов по санкциям. Мы не говорили о конкретных персоналиях, достойных включения в список. Мы обсуждали принципы отбора, которыми, на наш взгляд, стоит руководствоваться.
— Есть ли вероятность, что кому-то из близких к Путину лиц удастся избежать включения в этот список? Наверняка многие попытаются как-то подсуетиться, может быть, кто-то решится даже дистанцироваться от теряющего влияние диктатора.
— Их сейчас здесь, в Вашингтоне, немало. В том числе известных лиц, близких к Путину. Например, один крупный олигарх, оказавший в 92-м году вороватому помощнику мэра Питера неоценимую услугу. Показательно, что на обсуждение официально зарегистрировались практически все юридические фирмы олигархов, представленные в Вашингтоне. Думаю, однако, что попытки найти какие-то ходы в США и о чем-то договориться с теми чиновниками, которые составляют эти списки, ни к чему хорошему не приведут.
— Не менее интересно, что возможные фигуранты списка думают о дальнейшей судьбе Путина. Кажется, что мысль о путинизме без Путина волей-неволей должна посетить немало голов.
— По-моему, в Москве пока еще не понимают, насколько необратим идущий в США процесс и насколько единодушно, за исключением двух человек — Трампа и Тиллерсона — американский политический истеблишмент относится к Кремлю.
Вот, например, есть такой кремлевский агент Дмитрий Саймс, мы с вами о нем говорили не раз. Отмечу, что слово агент я употребляю не в том конспирологическом смысле, что он якобы является офицером каких-то спецслужб или подписывал какие-то расписки о тайном сотрудничестве. Я просто фиксирую, что он совершенно открыто лоббирует в пользу Кремля, почему-то, правда, не регистрируясь в этом качестве. Саймс лет 15 блестяще, отважно, умно и беззаветно отстаивает интересы и политические запросы кремлевской верхушки как в публицистике, так и в организационной деятельности своего think tank, Центра национальных интересов. Кстати, именно там было организовано первое внешнеполитическое выступление кандидата Трампа, где присутствовали все сегодняшние фигуранты расследования Миллера, включая того же Cешнса.
Так вот, этот вернейший Саймс, которого я бы назвал лучшим кремлевским агентом за весь постсоветский период, сейчас постоянно торчит на российском телевидении. Недели две назад он жаловался на то, как прошли его встречи в Москве «с очень высокими фигурами». Саймс пытался объяснить этим «фигурам», что тактика абсолютного отрицания вмешательства в американские выборы бесперспективна и только ухудшает положение, и нарвался на очень жесткое неприятие. Он посчитал нужным публично на это посетовать в телешоу, обращаясь, видимо, к более разумным «трениным» в околокремлевских структурах, которые еще способны внять таким призывам.
Не менее показательным было его поведение в программе «60 минут» в минувшую пятницу. Саймс утомленно смотрел на пляшущих перед ним счастливых идиотов своими грустными мудрыми библейскими глазами и в этом взгляде читалось снисходительное сожаление: не понимают убогие, что творят. При этом Саймс раз за разом устало повторял одну и ту же мантру о том, что если в Вашингтоне и есть кто-то, кто еще восприимчив к российским доводам, то это только президент Трамп, но его роль, во-первых, ограничена по Конституции Соединенных Штатов, а во-вторых, — в плане отношений с Россией Трамп и Тиллерсон фактически отстранены от власти.
— В таком случае все гадания СМИ о так и непроизошедшей официальной встрече Путина и Трампа на приеме АТЭС в Дананге бессмысленны.
— Именно так. Мы наблюдали в прямом эфире за личной драмой или, скорее, трагикомедией Трампа. В первый день все ограничилось семисекундными прикосновениями и общим фотографированием, которое попыталась максимально раздуть российская пресса. Зато во второй день Трамп оторвался от своего окружения, которое крепко держало его за руки, и позволил себе несколько совместных прогулок. Но главное — его заявление, которое показывает, насколько глубоко он зависим от Путина: «Я спрашивал его несколько раз о вмешательстве в выборы, он каждый раз отрицал, и я верю ему. Такими предположениями мы оскорбляем его. И это вредит нашим отношениям с Россией, нашим интересам во многих регионах мира, где мы могли бы выступать вместе, но этого не происходит, и гибнут люди». Весь этот навеянный ему стандартный темничек в пользу дружбы с Путиным он вывалил в самолете. А когда прилетел в Ханой, его заставили все это опровергнуть на пресс-конференции. И Трамп выдавил из себя, что он лично верит в те оценки вмешательства России в американские выборы, которые дают ему американские спецслужбы.
— Известно ли уже что-то конкретное о персональном наполнении санкционных списков?
— Сразу оговорюсь: я этих списков не видел. Но Вашингтон город маленький, пятачок, на котором расположены все государственные учреждения и мозговые центры совсем небольшой, его пешком можно обойти. И, конечно, я разговаривал с людьми, которые видели составляемые списки, и поэтому я имею о них некоторое представление. В связи с этим могу отметить, что очень полезной оказалась деятельность известного кремлевского придворного политолога Евгения Минченко, наши читатели наверняка слышали его фамилию, он автор доклада «Большое правительство Владимир Путина и Политбюро 2.0«. Минченко в своем докладе очень откровенен и не скрывает целей организованного преступного сообщества «Большое правительство…». Текущий исторический этап деятельности этого правительства определяется им в докладе как «династический». Основными задачами этого периода, по свидетельству Минченко, являются легитимация собственности на Западе и ее передача по наследству.
Скандальный документ в Вашингтоне прочли очень внимательно. Во-первых, этим парадным докладом российская элита сама признается в своих преступлениях: ограбление России и аккумуляция награбленного (триллионы долларов) за рубежом, в частности в США. Минченко очень точно описал природу существующего режима и его деятельность по отмыванию незаконно нажитых средств, что является тяжким уголовным преступлением по американскому законодательству.
Кроме того, он значительно облегчил работу различным службам США. Поздравляю господина Минченко и фигурантов его доклада. Открывать список Конгрессу будут члены его «Большого правительства…» в полном составе. Теперь или действующая власть успеет его нейтрализовать до своего падения, или уже после ее ухода Минченко будет нам рассказывать, что он-то и готовил свержение путинского режима путем полной его дискредитации.
— Продолжая «династическую» тему: одна из категорий, которая рассматривается на предмет включения в санкционный список — так называемые «золотые дети». Насколько велика вероятность, что власти США действительно включат этих людей в итоговый документ?
— За такую «вероятность» отцам и детям стоит снова поблагодарить г-на Минченко, который разъяснил городу и миру действия режима на династической стадии его экономических преступлений. Членам политбюро важно на этом этапе основать новые аристократические династии и передать наследникам «отмытое» имущество. «Золотые дети» — это дети, которые уже официально назначены своими отцами руководить огромными общаками. И нести ответственность они будут теперь исключительно в этом своем самостоятельном качестве и ни в коем случае не как просто дети своих отцов-преступников.
— А какова же будет все-таки судьба «Русского триллиона» в Америке и как это скажется на политической ситуации в России?
— Мы с Андреем Николаевичем Илларионовым считаем своим большим достижением, что в итоговом меморандуме панели, в которой мы участвовали, впервые зафиксировано положение о том, что реализация пункта 241 о персональных санкциях должна логически привести к последующим действиям — конфискации средств коррумпированных деятелей и юридическим процедурам по возвращению похищенных активов российскому народу.
Этот документ подписал, в том числе, Дэниел Фрид, чей авторитет в американском истеблишменте очень высок. Для нас пункт о судьбе незаконно нажитых активов исключительно важен, и мы намерены закреплять его в сознании американцев, политического класса США, судебных властей Америки. Тем более, что есть совсем иные предложения о том, как следует поступить с этими ресурсами. Например, господин Иноземцев опубликовал на русском и на английском статью, предлагающую американским властям нечто противоположное, а именно — выкупить эти сомнительные активы русской элиты — заплатить за них два триллиона и тем самым их легитимировать. Насколько я знаю, Иноземцев собирается участвовать в предстоящем Форуме Свободной России, который пройдет в Вильнюсе 3-4 декабря. К сожалению, я не смогу там быть, так как мой статус политического беженца не позволяет мне в течение года покидать страну пребывания. Однако Андрей Илларионов будет в Вильнюсе, и, возможно, там состоится дискуссия двух известных российских экономистов о судьбе русского триллиона в Америке.
Призыв-требование к американским властям применить, наконец, к преступникам, совершившим ограбление тысячелетия, действующие в США законы о борьбе с отмыванием капиталов, конфисковать и возвратить в Россию огромные активы может стать важным элементом национального согласия в России.
Но в практической плоскости немедленно встанет вопрос — а каким полномочным представителям России американские правоохранители смогут передать конфискованные ими активы? Сегодня таковыми представителями являются сами грабители.
Этот дзенский Коан просветлит, надеюсь, сознание нашей державно-патриотической общественности и поможет ей избавиться от чудовищного лицемерия и самообмана. Сколько можно гневно обличать олигархов, ограбивших Россию, и одновременно угоднически поклоняться грабителю №1?! Вот вам момент истины, коллеги. Мы все вместе можем добиться возвращения «русского триллиона», а то и двух. Вы готовы вновь доверить распоряжаться ими членам кооператива «Озеро» и воспитанникам Лени-самбиста?