Основной темой последних экономических новостей являются макроэкономические данные, опубликованные три дня назад Национальной статистической службой РА, согласно которым экономическая активность в Армении в январе-октябре 2017 года увеличилась на 17% по сравнению с тем же периодом 2016 года. А в октябре этого года, по сравнению с октябрем прошлого года, рост впечатляющий – 17%.
Эти цифры весьма вдохновили руководителей экономического блока, что неудивительно, поскольку 7-процентный экономический рост является рекордным не только для текущего года, но и в разрезе последних четырех лет (более высокий рост был зафиксирован в прошлом году в январе-апреле 2013 года – 7,2%). Рост на 7% также позволяет предположить, что в годовом разрезе экономический рост будет выше прогнозируемых правительством 4,3%.
Разные ведомства и структуры публикуют красивые инфографики одна лучше другой, чтобы лучше было видно, насколько впечатлителен рост экономический активности по сравнению с предыдущими годами. Не менее красивой инфографикой демонстрируется, чем обусловлен этот рост, представляя показатели по отдельным сферам.
Все это, как рост, так и визуализация данных, безусловно, хорошо. Однако, когда мы говорим, что экономический рост зарегистрирован за счет конкретного сектора, этого недостаточно. Чтобы быть достаточным, нужно также понять, чем обусловлен этот рост и насколько он является здоровым?
Чтобы понять впечатляющий рост октября, вернемся ровно на год назад. В эти дни 2016 года по макроэкономическим показателям наблюдалось противоположное настроение: показатели за январь-октябрь были самыми худшими за последние несколько лет. Снижение экономической активности началось еще в июле 2016 года, но своего пика спад достиг именно в октябре. В частности, экономическая активность в октябре 2016 года по сравнению с октябрем 2015 года снизилась на 7,7%. А за январь-октябрь (восходящий) рост экономической активности составил всего 0,3%.
Те, кто интересуется экономическим развитием, помнят, что главным виновником спада стало сельское хозяйство. Во-первых, в сентябре 2016 года (по сравнению с сентябрем предыдущего года) был зафиксирован спад на 20%, а в октябре темпы падения достигли 30%. Эта падение роста стало темой жарких обсуждений. По поводу падения показателей сельскохозяйственного сектора журналисты обратились с вопросами к Карену Карапетяну, сначала в декабре 2016 года во время встречи с редакторами средств массовой информации, а затем уже 13 января, во время пресс-конференции премьер-министра. Премьер-министр обусловил тогда это падение двумя факторами, как объективными, так и субъективными. Объективными являлись погодные условия, а к субъективным были отнесены проблемы со сбором статистических данных, поскольку в сфере сельского хозяйства сбор статистических данных организуется через руководителей общин и губернаторов. Было сказано, что показатели сельскохозяйственного сектора могли существенно отклоняться от реальных. Затем с разъяснениями выступили министерство сельского хозяйства и НСС, обусловив падение в сельскохозяйственном секторе в первую очередь климатическими условиями и сокращением вегетационного периода некоторых сельскохозяйственных культур.
Почему мы так подробно остановились на сельском хозяйстве? Потому что в этом году в октябре чемпионом роста является именно эта сфера. И это вполне понятно. Объем сельскохозяйственной продукции в октябре 2017 года увеличился на 34,7% по сравнению с октябрем 2016 года и сравнялся с объемами производства – 153,2 млрд. драмов. Больше всего способствовало показателю роста экономической активности именно сельское хозяйство. А за счет чего был достигнут этот впечатляющий рост в сельскохозяйственной сфере? Правильно, за счет прошлогоднего спада. В октябре 2015 года объем сельскохозяйственной продукции составил 147,3 млрд. драмов, а в октябре 2016 года он снизился до 102,7 млрд. драмов.
Бабкен ТУНЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «168 жам»