Deutsche Welle. 24 ноября пройдет пятый саммит «Восточного партнерства», впервые — в Брюсселе. В Евросоюзе подчеркивают, что сигналом является само место проведения — оно «четко демонстрирует приверженность всего Евросоюза «Восточному партнерству». Программа ЕС «Восточное партнерство» была запущена в 2009 году с целью углубления политических и экономических связей шести стран — Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдавии и Украины — с Евросоюзом.
Все собеседники DW в Брюсселе указывают на то, что ярких политических заявлений на саммите не будет, кроме подписания нового соглашения с Арменией. И, действительно, большинство громких событий уже произошли — за время, прошедшее с предыдущего саммита в Риге в мае 2015 года, вступили в силу три соглашения об ассоциации: с Грузией и Молдавией в 2016-м, с Украиной — в сентябре этого года. Кроме того, в 2017 году грузины и украинцы получили возможность посещать Шенгенскую зону без виз, имея только биометрические паспорта — то, чем граждане Молдавии пользуются с 2014 года.
Грузия, Молдавия, Украина и перспектива членства в ЕС
В рамках «Восточного партнерства» говорят о двух группах стран. В первую входят Грузия, Молдавия, Украина — три страны, имеющие политическую ассоциацию и зону свободной торговли с ЕС. Во вторую — три остальные страны. Для Грузии, Молдавии и Украины теперь важной целью является перспектива членства в Европейском Союзе. Так, президент Украины Петр Порошенко, в своем выступлении перед поездкой на саммит, заявил: «Конечную цель мы с вами четко знаем — полноправное членство в самом престижном союзе мира».
Однако, по словам источника DW в ЕС, консенсуса в этом вопросе среди государств-членов пока нет. Поэтому в итоговом документе европейскую перспективу могут упомянуть, хотя и совсем по-другому. «Участники саммита признают европейские стремления и европейский выбор партнеров», — говорится в проекте декларации, с которым ознакомилась DW. Как заявил на брифинге в четверг, 23 ноября, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан, проект декларации до сих пор не утвержден окончательно.
В свою очередь, когда речь идет о трех странах первой группы, в Брюсселе постоянно повторяют слово «имплементация», то есть реализация соглашений об ассоциации. «Сейчас мы должны сосредоточиться на имплементации», — подчеркивает и Хан. Эксперт брюссельского аналитического центра CEPS Грант Костаньян в разговоре с DW так кратко описывает ситуацию: «Украина приезжает на саммит, прося у ЕС большего, в особенности, перспективу членства. Ответ ЕС: вы должны вначале имплементировать очень амбициозное соглашение об ассоциации, прежде чем двигаться дальше. А здесь мы видим некоторые отставания в имплементации, особенно со стороны Украины». Лидером же в вопросе имплементации соглашения и проведения реформ Костаньян называет Грузию.
Армения, Азербайджан, Беларусь — новые возможности сотрудничества
Самым громким событием саммита в Брюсселе может стать подписание соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией. Этот документ должен усилить сотрудничество в таких сферах, как энергетика, транспорт, защита окружающей среды и торговля. ЕС называет соглашение «амбициозным», однако, как поясняет Костаньян, оно менее амбициозное, чем договора об ассоциации. В первую очередь, это касается торговли, ведь Армения входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). «Мы пошли на многое, чтобы этот договор был совместим с обязательствами Армении в рамках ЕАЭС», — отмечает источник DW в ЕС.
Между ЕС и Азербайджаном переговоры о новом рамочном соглашении пока только ведутся. При этом в Брюсселе часто указывают на проблемы с защитой прав человека и свободой СМИ в Азербайджане.
В отношениях с Беларусью Евросоюз, наоборот, отмечает определенный прогресс. В 2016 году ЕС вычеркнул из санкционного списка 170 граждан Беларуси, среди них и президент Александр Лукашенко. Это позволило впервые пригласить на саммит и его. Однако белорусский лидер ехать отказался. МИД в Минске указал на то, что визит на высшем уровне, как правило, знаменует «достижение глубоких системных результатов».
Грант Костаньян поясняет, что Беларусь хотела бы начать переговоры о соглашении с ЕС, которого у нее пока нет, в отличие от остальных пяти стран. Однако на это требуется время. В свою очередь евродепутат Пятрас Ауштрявичюс назвал в беседе с DW отказ Лукашенко«маленькой катастрофой в отношениях ЕС-Беларусь».
«Восточное партнерство» не направлено против России
Говоря о «Восточном партнерстве», в Евросоюзе очень часто подчеркивают, что оно не направлено против России, и добавляют, что все шесть стран добровольно принимают участие в этой программе ЕС. «РФ не должна ничего бояться (…) Я верю, что в регионе достаточно места для всех», — отметил еврокомиссар Йоханнес Хан.
А источник DW в ЕС приводит в пример Армению и Беларусь в подтверждение того, что «Восточное партнерство» не ставит страны перед выбором «либо…, либо…». С этим соглашается и эксперт Костаньян: «Страны могут быть частью ЕАЭС под предводительством России, но при этом иметь хорошие и амбиционные отношения с ЕС. Евросоюз старается реализовать политику, направленную не против РФ, а на усиление связей с его соседями, и помочь им стать более стабильными, безопасными и процветающими», — говорит Костаньян.
Для достижения этой цели на саммите планируют принять 20 задач, которые должны быть выполнены до 2020 года. Они и должны стать главным итогом мероприятия в Брюсселе. Речь идет о целях в четырех сферах. В экономике, например, гармонизация и снижение тарифов на роуминг, а также кредиты малому и среднему бизнесу в местной валюте. В государственном управлении — антикоррупционные механизмы и судебная реформа. В укреплении общества — открытие в Тбилиси «Европейской школы Восточного партнерства». Во взаимодействии — расширение Трансевропейской транспортной сети (TEN-T) ЕС на эти страны.
По словам Хана, эти 20 целей «в интересах каждого отдельного гражданина» стран региона. Евродепутат Пятрас Ауштрявичюс подчеркивает, что исполнение этих задач нужно не бюрократам или политикам, а гражданам стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство».
Фото — Deutsche Welle