Надежды Азербайджана и Турции на то, чтобы добиться от России отдельной игры в арцахском вопросе, улетучиваются
«Переговоры по карабахскому урегулированию не завершатся быстро, так как проблема — трудная»,- на днях констатировал глава МИД России Сергей Лавров, прибывший в Ереван из Баку. На совместной пресс-конференции с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном Лавров напомнил, что на пресс-конференции в Баку он подчеркнул: есть все компоненты для урегулирования карабахского конфликта: «Компоненты заключены во многих документах, которые, начиная с 2007 г., 2009 г., 2011 г., были депонированы Генеральному секретарю ОБСЕ. Тем самым они закреплены в качестве предложений сопредседателей, остаются «на столе» во всей своей совокупности. Единственное, что я еще раз хочу подчеркнуть, как я сказал и в Баку, эти компоненты сформированы в пакет, и трудно взять один, два или три и на их основе договариваться. Потому, что балансирующие компоненты в этом случае выпадают и не будет того самого результата, на который мы все рассчитываем», — сказал российский министр.
Далее Лавров, затронув тему состоявшихся недавно в Женеве переговоров Саргсян-Алиев подчеркнул: уже хорошо, что оба президента позитивно отозвались о результатах контактов. «Однако очень важно, чтобы это позитивное отношение всё-таки помогло двигаться по существу урегулирования. Сопредседатели этим занимаются. Пару дней назад состоялась встреча посредников с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Москве. Мы сейчас с российскими и французскими коллегами будем анализировать, где мы находимся.
Будем стараться предпринимать активные усилия, чтобы создать условия для достижения урегулирования. Но, я бы не связывал чрезмерного оптимизма, проблема трудная и весь опыт наших переговоров говорит о том, что быстро они не завершатся, к сожалению».
Находящегося в Армении с официальным визитом главу внешнеполитического ведомства РФ принял президент РА Серж Саргсян. Сергей Лавров, представив результаты переговоров с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном, сделал ряд достойных внимания заявлений. «Нет ни одной сферы деятельности, где бы Россия и Армения не имели не формальный, а реальный механизм практического взаимодействия. То, что Вы высоко оцениваете наше взаимное сотрудничество по внешнеполитическим делам, для нас большая честь. Постараемся оправдать Ваше доверие, доверие Президента России».
Что происходит в Баку? В дни визита Лаврова в азербайджанскую столицу официальный Баку говорил о каких-то «вопросах», «вариантах» разрешения конфликта, которые азербайджанская сторона, якобы представила Сергею Лаврову, и сейчас они с замиранием сердца ждут ответа из Еревана. Нетрудно было догадаться, что это — обычный блеф. Когда Баку отказывается от выполнения договоренностей, достигнутых в ходе последних переговоров и снова поет старую песню о «новых идеях», создавая впечатление, что крайне заинтересована в активизации переговорного процесса, но исключительно вокруг «новых идей».
Эта «добрая традиция» по всей видимости, уже поднадоела странам-сопредседателям Минской Группы ОБСЕ, что Москва тоже предпочла подчеркнуть: конфликт далек от разрешения. В этом заключается реальность, и расстояние до урегулирования удвоила и утроила апрельская война, оно продолжает расти из-за неконструктивной позиции Баку. Об этом неоднократно говорилось: уже больше года, как Баку не выполняет требования посредников по внедрению механизмов расследования приграничных инцидентов, предпочитая говорить о каких-то «новых вариантах урегулирования».
Отметим достойное внимание еще одно обстоятельство: тот факт, что с Москвой нет надежд по карабахскому урегулированию, был констатирован и на уровне президента Турции, который совсем недавно с нетерпением ждал встречи в Сочи, чтобы обсудить с Путиным карабахский конфликт, поскольку связывал с ним «большие надежды». Позже сам Эрдоган пролил свет на отсутствие надежды в карабахском урегулировании: «Путин не имеет больших надежд из-за позиции сторон»,- согласно информации турецких СМИ, заявил Эрдоган.
Таким образом, состоявшиеся в течение последних недель активные встречи, заявления по карабахскому урегулированию закончились тем, что надежды Баку и Анкары – добиться от России отдельной игры в арцахском вопросе, улетучились. Лавров даже на встрече со студентами бакинской дипломатической академии подчеркнул, что в процессе карабахского урегулирования сотрудничество между Россией и США не пострадало из-за серьезных российско-американских разногласий, и Москва в карабахском урегулировании имеет ту же позицию, что и Вашингтон и Париж. Единственный достойный внимания месседж, оставленный Лавровым в Баку, наверное, касается возможного членства Азербайджана в ЕАЭС. Министр иностранных дел РФ в ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и слушателями Азербайджанской дипломатической академии предложил Азербайджану стать членом ЕАЭС. Он отметил, что ЕАЭС – это открытое интеграционное объединение: «Будем рады и готовы приветствовать в этих рядах Азербайджан. Когда создавался ЕАЭС, мы никогда не говорили, что сейчас договоримся втроем (вчетвером, впятером), а потом остальным будем диктовать. Будем приветствовать новых членов. К работе ЕАЭС присматривается Таджикистан, ряд других заинтересованных стран, в т.ч. не обязательно из числа государств СНГ. Будем рады и готовы приветствовать в этих рядах Азербайджан».
Если ко всему этому прибавить еще и распространенное Минской Группой ОБСЕ 16 ноября заявление, в котором, они, подведя итоги встреч, состоявшихся 14 и 16 ноября с главами МИД Армении и Азербайджана, сделали четкие формулировки. «Сопредседатели обсудили ряд рабочих предложений, которые сейчас находятся на столе переговоров. Министры согласились встретиться в декабре в Вене в рамках министерской встречи ОБСЕ»,- отметили посредники. Далее они отметили, что сопредседатели «подготовят повестку встречи, в которую войдут как существенные вопросы по политическому урегулированию, так и конкретные действия по снижению эскалации на линии соприкосновения». То есть, посредники в очередной раз констатировали, что в повестку следующей встречи войдут «существенные вопросы по политическому урегулированию», а также подчеркнули, что «это конкретные действия по снижению эскалации на линии соприкосновения».
Перед подписанием соглашения Армения-ЕС 24 ноября в Брюсселе позиции Армении в карабахском урегулировании можно считать благоприятными. Кажется, что это процессы, не имеющие друг к другу прямого отношения, однако это только на первый взгляд. Создалась ситуация, когда Армения уже находится на шаг впереди от Азербайджана, и эта разница должна стать более очевидной. Это понятно, в первую очередь, сопредседательствующим в Минской Группе странам и Москве, которая в этот раз не противится подписанию соглашения ЕС-Армения, не считая некоторых проазербайджанских экспертов, на хрупкие плечи которых возложен тяжелый труд – представить соглашения Армения-ЕС как «предательство» и «удар, нанесенный в спину России».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
23.11.2017г