Первый посол Украины в Армении (1996-2001, 2005-2010),
чрезвычайный и полномочный посол Украины, известный украинский арменовед, писатель и переводчик Александр Божко в статье «Европейский шанс для Армении: чем объясняется уступчивость Кремля», опубликованной украинским изданием Европейская правда, выступил с комментарием подписанного Арменией и Европейским Союзом Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Статью представляем без сокращений из сайта издания:
Одним из примечательных событий на нынешнем саммите «Восточного партнерства» стало подписание Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Европейским Союзом и Арменией.
Оно не содержит положения о зоне свободной торговли, в отличие от предыдущего проекта полноправной ассоциации, который, как мы помним, планировалось подписать с ЕС на Вильнюсском саммите 2013 года.
Тогда под давлением Москвы Армения еще за два месяца до саммита заявила о своем вступлении в Таможенный союз. В ответ руководство ЕС в лице президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу заявило, что Армения не может состоять одновременно в двух интеграционных объединениях.
А в январе 2015 года Ереван присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), тем самым сняв, казалось, вопрос о своих евроинтеграционных амбициях.
Поэтому информацию о подготовке соглашения между Арменией и ЕС многие эксперты встретили с определенной долей недоверия и скепсиса.
И дело даже не в европейских стремлениях Армении. Здесь как раз все ясно, учитывая глубокие духовные и культурные традиции армян, роднящие их с европейцами. Да и в современном армянском обществе существует почти полный консенсус относительно принадлежности к европейской цивилизации.
Дело в тотальной политической и экономической зависимости нынешней Армении от России, которая не переставала и не перестает ревниво следить за сотрудничеством ЕС с постсоветскими странами в рамках программы «Восточного партнерства», считая это посягательством на свои стратегические интересы.
И мало кто в последние месяцы мог с уверенностью сказать, не сорвет ли Москва и на этот раз подписание этого важного документа своему единственному союзнику на Южном Кавказе. Пусть даже в несколько сокращенном виде.
Так или иначе, но со второй попытки Армении удалось сделать ощутимый шаг в направлении своего сближения с Европейским Союзом, тем самым в определенной степени диверсифицировав свой внешнеполитический вектор и внешнеэкономические связи.
Безусловно, здесь следует отдать должное самой Армении, которая, получив два года назад сигнал от ЕС о возможности заключения евроинтеграционного соглашения, несмотря на членство страны в ЕАЭС, энергично взялась за его подготовку. Несмотря на довольно ощутимый политический прессинг с российской стороны.
Так, гневные упреки в адрес Армении, которая, мол, собирается идти вслед за Украиной, обвинения в героизации фигуры национального деятеля Гарегина Нжде – «армянского Бандеры», звучали, например, в эфире московского телеканала «Звезда» буквально накануне Брюссельского саммита.
В результате подписанное соглашение предоставляет Еревану достаточно возможностей для развития отношений с ЕС в различных сферах – от политики и безопасности до экономики.
Для Армении это чрезвычайно важно. Так, по статистике,
более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза и, конечно, соглашение может ощутимо усилить позиции армянских производителей.
А учитывая то, что в результате санкционной политики ЕС и США в отношении России значительно сократился поток российских вложений в армянскую экономику, Армения также изрядно заинтересована в привлечении европейских инвестиций.
Поэтому, по замыслу армянского руководства, заключение соглашения позволит, с одной стороны, получить доступ к западным финансово-экономическим ресурсам, а с другой – сохранить российские гарантии безопасности, учитывая продолжающееся армяно-азербайджанское противостояние и напряженные армяно-турецкие отношения.
В свою очередь, подавляющее большинство уставшего от коррупции и олигархического произвола армянского общества и местная политическая оппозиция также связывают с этим соглашением свои надежды на позитивные изменения в стране.
Остается вопрос: почему Москва не блокировала подписание этого соглашения? Здесь напрашивается следующее объяснение: по мнению Москвы, вступив еще в 1990-х в оборонную структуру ОДКБ, а два года назад – в ЕАЭС, Армения, тем самым, в отличие от «строптивой» Украины, уже сделала свой геополитический выбор в пользу России.
Более того, «заигрывание» Армении с Европой с великодушного позволения Кремля может даже сойти за своеобразный «конструктив» самой Москвы по отношению к Западу, шаг в попытке наладить хотя бы видимость сотрудничества, несмотря на примененные к РФ жесткие санкции. Неслучайно в этой связи
провластные ереванские политологи акцентируют на перспективе возможного преобразования «проевропейской» Армении в некий мостик между Востоком и Западом.
Поздравляя армянский народ с этим по-настоящему важным событием в реализации его евроинтеграционных стремлений, хотелось бы выразить надежду, что армянское общество и власть со всей серьезностью отнесутся к тем возможностям, которые открывает перед страной соглашение с ЕС.
Тогда даже в таком «сокращенном» виде соглашение позволит решить многие проблемы, стоящие перед страной, а еще – углубить ее проевропейский вектор.