Европейская правда (Украина). Карен Мадоян. Украинскому читателю 5-й саммит «Восточного партнерства» запомнился в основном интригой, будет ли Украина подписывать итоговую декларацию.
За этим осталось совершенно незамеченным, что главных «героем» саммита была Армения.
23 ноября разрешилась главная интрига последних месяцев – было подписано Соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве между Евросоюзом и Арменией. Новый документ дает старт новой главе во взаимоотношениях между Брюсселем и Ереваном путем усиления политического диалога и укрепления экономических взаимоотношений.
Новое соглашение лишено ключевой составляющей – Ереван не будет иметь режима свободной торговли с ЕС.
Несмотря на это, новый документ теперь станет дорожной картой, которая предусматривает несколько основных направлений для развития партнерства.
Обе стороны договорились об углублении политического диалога. Отдельным пунктом прописана договоренность о продолжении диалога по визовой либерализации после того, как Армения обеспечит условия для «хорошо управляемого и безопасного передвижения граждан».
Помимо нового соглашения, стороны также подписали Протокол о взаимопонимании высокого уровня о расширении Трансъевропейской транспортной сети в Республику Армения и парафировали Соглашение между Арменией и ЕС «Об общем авиационном пространстве» (Common Aviation Area).
Альтернативная «Ассоциация»
Переговоры между Ереваном и Брюсселем вокруг Соглашения об ассоциации начались в июле 2010 года.
Так же, как и в случае Украины, подписание соглашения с Арменией планировалось в рамках саммита «Восточного партнерства», который проходил в конце ноября 2013 года в Вильнюсе.
Однако если в случае с Украиной интрига сохранялась до последнего момента, пока Виктор Янукович 29 ноября не отказался поставить подпись под документом, то в Ереване еще за два месяца до начала саммита заявили об отказе присоединиться к новому документу и намерении вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Таможенный союз.
После более чем годового перерыва в Брюсселе и Ереване все же было принято решение возобновить диалог о новом формате партнерства. Но на этот раз Армении больше не предлагалось делать выбор между партнерством с Евросоюзом или членством в ЕАЭС.
В марте 2015 года во время рабочего визита в Ереван комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан подчеркнул намерение строить отношения с Арменией, основываясь на уважении ее обязательств перед другими организациями.
Новый подход позволил Брюсселю открыть окно возможностей для официального Еревана.
Несмотря на то, что текст Соглашения о расширенном и всеобъемлющем партнерстве был парафирован в марте этого года, негласным условием ЕС для дальнейшего продвижения в этом вопросе было проведение демократических выборов в Национальное собрание Армении.
Евросоюз профинансировал программу по установке камер и систем идентификации отпечатков пальцев общей стоимостью в 7 млн евро. После состоявшихся 2 апреля этого года выборов в законодательный орган страны Евросоюз указал армянским властям на существующие факты подкупа избирателей.
Глава Делегации ЕС в Армении Петр Свитальский назвал это явление «политической коррупцией». Представители армянского гражданского общества даже высказывали опасения, что критика со стороны Брюсселя может стать серьезным препятствием для нового этапа сближения с ЕС.
Однако глава наблюдательной миссии Европарламента Хайди Хаутала все же заверила армянскую сторону в том, что процесс сближения будет продолжаться, а новое соглашение о расширенном партнерстве будет подписано во время саммита «Восточного партнерства».
Фактор Москвы
Не секрет, что в процессе работы над новым соглашением, как в Ереване, так и в Брюсселе не могли сбросить со счетов фактор влияния Москвы на внешнеполитическую повестку руководства Армении.
Замминистра иностранных дел Карен Назарян, который являлся главным переговорщиком по новому документу от армянской стороны, не скрывал в интервью порталу EurasiaNet, что консультации по содержанию соглашения велись в том числе и с Россией.
Было решено исключить любое упоминание положения о свободной торговле с ЕС, так как оно будет противоречить обязательствам Армении в рамках Таможенного союза.
Можно сказать, что публичная позиция российского руководства по вопросу сближения стратегического партнера Москвы на Южном Кавказе с Евросоюзом была довольно сдержанной. В первую очередь, это связано с тем, что в Кремле подобные попытки наладить взаимоотношения с Брюсселем уже не вызывают ни малейшей озабоченности.
Там считают Армению тесно связанной обязательствами в рамках ЕАЭС и ОДКБ, а также зависимой от России в вопросах своей внешней безопасности. Поэтому у Еревана не так много пространства для маневра, чтобы действовать в ущерб обязательствам перед РФ.
15-16 ноября все внимание было приковано к рабочему визиту президента Армении Сержа Саргсяна в Москву.
Несмотря на то, что основной причиной визита было его участие в церемонии открытия Дней культуры Армении в России, многие наблюдатели в Ереване и в Брюсселе проводили параллели с сентябрем 2013 года и ожидали результатов встречи с Владимиром Путиным.
Формально в Кремле не возражали против такого формата сближения с ЕС. Однако спустя неделю в ряде российских СМИ стали появляться критические оценки по поводу предстоящего соглашения.
В передаче «Прогнозы» телекомпании «Звезда», действующей под контролем Министерства обороны России, откровенно высказывались антиармянские и антиевропейские месседжи и проводились параллели с событиями в Украине.
Несмотря на то, что запись вскоре удалили с канала Youtube, передача вызвала возмущение среди простых армян, хотя официальных комментариев из Еревана так и не последовало.
Уже вечером 24 ноября подписание соглашения между ЕС и Арменией было одной из ключевых тем ток-шоу «Время покажет» на российском Первом канале. Телеведущий и журналист Максим Шевченко в прямом эфире назвал армян, поддерживающих Евросоюз, врагами России.
Такая пиар-обработка вызвала опасения, что реальные требования РФ могут отличаться от официальных заявлений.
Именно поэтому подписание соглашения с ЕС было под вопросом до самого последнего момента.
Перспективы для Армении
Возвращение Армении к традиционной политике комплиментарности во внешней политике не в последнюю очередь обусловлено экономическими и торговыми приоритетами.
22% торгового оборота на сегодняшний день приходится на страны-члены ЕС. Таким образом, Евросоюз является вторым после России торговым партнером для Армении.
Несмотря на паузу, вызванную вступлением Армении в ЕАЭС, Брюссель продолжал оказывать финансовую помощь Еревану. За 2014-2017 год Армения получила 118,5 млн евро в виде грантов на развитие частного сектора экономики, реформы государственного управления и судебной системы.
Кроме того, 160 млн евро будет выделено в 2017-2020 годах через инструмент Single Support Framework на такие сферы, как экономическое развитие, инновации, укрепление верховенства права и поддержку в проведении выборов.
В октябре 2017 года армянский Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству представил интересные результаты опроса, проведенного в Ереване и других городах страны. 89% граждан Армении положительно оценили углубление взаимоотношений с ЕС.
Одновременно 59% опрошенных заявили, что не связывают свое будущее с Евразийским экономическим союзом. Последний результат также неслучаен, ведь членство в ЕАЭС за четыре года так и не принесло Армении ожидаемого экономического роста.
Армения уже сталкивается с проблемами в связи со снижением денежных переводов от работающих за пределами республики граждан. По данным Всемирного банка, 21% армянской экономики зависит от этих переводов, что является одним из самых высоких показателей в мире.
По данным Национальной службы статистики Армении, на конец сентября 2017 года совокупный госдолг страны составил более $6 млрд. Не исключено, что в 2018 году он приблизится к отметке в $7 млрд и составит 60% от ВВП.
Таким образом,
соглашение с ЕС может стать позитивным фактором для руководства Армении во время переговоров с международными финансовыми институтами и потенциальными инвесторами.
Помимо экономической составляющей, такая комплиментарность позволит Еревану использовать политические возможности стран Запада.
Вот уже 25 лет, как Армения продолжает пребывать в условиях половинчатой блокады со стороны Азербайджана и Турции из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Членство в ЕАЭС и ОДКБ также не является дополнительной гарантией безопасности, доказательством чего стала недельная война по всей линии соприкосновения с Азербайджаном.
Более того, Беларусь и Казахстан, которые входят вместе с Арменией в одни и те же интеграционные объединения, открыто поддерживают Азербайджан в вопросе карабахского конфликта. И это уже не говоря о массовых продажах Азербайджану российского вооружения, что позволило официальному Баку существенно нарастить военную мощь за последние годы.
В подобной ситуации Евросоюз с его интересом в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе может выступать альтернативным посредником и не дать России полностью замкнуть на себя посредничество в карабахском вопросе.
И, пожалуй, самым большим плюсом для руководства Армении становится тот факт, что после четырёхлетнего перерыва Еревану все же удалось выйти на модель отношений с ЕС, которая в перспективе может снизить абсолютную зависимость от Москвы.
Автор — журналист, эксперт по странам Южного Кавказа
Фото — Европейская правда