Подписанное с Евросоюзом соглашение, как и любой международный договор – это перечень обоюдных обязательств. Если документ ратифицируют, стороны должны выполнить эти обязательства. Какие из них, на мой взгляд, являются наиболее важными.
Борьба против коррупции. Я смотрел встречу президента и сотрудников ССС, и когда показывали зал, те лица, которые должны бороться с коррупцией среди госчиновников, то они чисто на первый взгляд не внушают мне доверия. Можно ли имитировать борьбу, мол, борешься против коррупции, так, чтобы европейцы не догадались, что это имитация? Думаю, нет, невозможно. Пример Украины на виду – руководству этой страны не удалось обмануть европейцев, мол, они борются с коррупцией, а ЕС в какой-то мере их «отрезал от денег». Это не значит, что в Армении ничего не делается, могу судить по недовольству средней бюрократии: «вот раньше они и сами жили, и нам позволяли жить». Но на самом деле мало что изменилось, и если не будет действенных шагов, никому в глаза пустить пыль не удастся.
Борьба против монополий. Речь не о сахаре и бананах, о чем любят писать журналисты. Мы были бы очень счастливы, если бы монополии ограничились розничной торговлей. Речь о более серьезных вещах – о производстве, не покровительствуемом властями. Начиная с рыбных ферм и заканчивая трикотажем, никто не имеет никаких шансов производить, реализовывать товар, и уж тем более вывозить его. А в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем и внешнем рынках производить конкурентоспособную продукцию невозможно.
Независимые суды. Скромно помолчим, потому что здесь, в отличие от других сфер, нет даже малейшего движения вопреки происходящим структурным изменениям. Сегодняшние суды – те же советские суды времен 1970-х годов.
Свободные выборы. И вновь, того, что было сделано, слишком мало: выборы без драк выборы пока еще не демократические выборы. «Хорошие парни» со своими денежными мешками попросту препятствуют справедливому ходу выборов. До следующих выборов осталось всего четыре года…
Ясно, что все это нужно не Евросоюзу, а нам, чтобы наша страна развивалась, это действительно вопросы национальной безопасности. Евросоюз может помогать нам, если мы сдвинемся с места, и не будет помогать, если все останется так, как есть сегодня.