Лента новостей
Новости дня

Vae victis или Горе побежденным

17 декабря,2017 21:26

Мы часто повторяем и часто слушаем, что мир меняется и меняется очень быстро. Научно-технический прогресс, революционные инновации, глобализация экономики, интенсификация информационных потоков, строительство новых транспортных маршрутов ведут к тому, что мир уменьшается во времени и пространстве. Эта эпоха приносит с собой как новые возможности, так и создает новые проблемы, и от стран зависит, как относиться к новой реальности. Однако эта новая реальность еще не изменила суть международных отношений. Когда мы перелистываем историю человечества, мы видим, что ее логика, хотя она и несет в себе влияние той или иной эпохи, тем не менее, почти не меняет своего глубинного значения, особенно в нашем регионе. Мы, армяне, продолжаем бороться за то, чтобы иметь и развивать собственное государство в Армянском нагорье, за достойную и безопасную жизнь на территории этого государства, так же, как это делали наши предки 2 500, 1000, или 100 лет назад. После Второй мировой войны и краха социалистического лагеря перестроенная система международных институтов сегодня находится на пороге серьезных изменений.

Основные международные структуры должны предпринимать действенные шаги с точки зрения повышения эффективности своей работы и подчеркивания их соответствия динамичному миру. Во внешних отношениях, помимо являющихся традиционными субъектами стран, серьезнейшую роль играют также неправительственные организации, международные общественные организации, всемирно известные средства массовой информации, транснациональные корпорации, религиозные общины. Этот факт требует более разнообразных и целенаправленных действий от нашей дипломатии. Мир становится более асимметричным, что, с одной стороны, уменьшает уровень его предсказуемости и увеличивает энтропию, а с другой стороны дает наиболее маленьким субъектам возможность создавать новое политическое и геополитическое пространство. Неслучайно в центре внимания профессиональных кругов оказалась так называемая концепция «Умной силы» («Smart power»).

Ввиду этого и ряда других реалий, чтобы иметь сильное, стабильное и прочное армянское государство, на мой взгляд, мы должны руководствоваться императивом создания стратегической глубины для государства. Обычно этот тезис применяют те государства, которые географически шире, богаче природными ресурсами или имеют имперское прошлое. У нас нет таких возможностей, поэтому, говоря о стратегической глубине, я предлагаю рассматривать ее не столько с исторически-географической, сколько с содержательно-организационной точки зрения. Что необходимо Армении для создания этой глубины? Первое: я уверен, что любой народ силен, если крепки и стабильны ее ценности. Общество, состоящее из миллионов личностей должно быть склеено из моральных, гражданских общностей, чтобы одновременно быть динамичным, но стабильным, глобализованным, но национальным, современным, но традиционным. В нашем случае эти универсальные ценности создаются в нашей общей истории, культуре, языке, и они несут в себе необратимый след христианской морали. Второй важный фактор – адекватная модель управления или так называемая операционная система. Для стабильности и долговечности государства жизненно важно, чтобы механизмы, правила и процедуры были совместимы как с внутренними, так и с внешними реалиями. Эти механизмы должны эффективно функционировать, как в спокойных, так и в форс-мажорных ситуациях. Они должны быть основаны на принципах инклюзивности, ответственности и подотчетности. Если выразиться на политологическом языке, нам необходима бегущая модель модернизации, однако формирующуюся в результате модернизации государственную модель необходимо представлять уже сегодня. В этом контексте после наших последних конституционных реформ внедряющаяся модель парламентского правления наилучшим образом обеспечит дальнейшее развитие Республики Армения на основе принципов репрезентативной демократии, разделения и балансирования властей, оптимального закрепления свобод, прав и ответственности лица. Третье: система безопасности, на мой взгляд, является третьим важным фактором стратегической глубины государства. Еще древние римляне говорили «Vae victis», то есть, «Горе побежденным».

Мы должны уметь защищать все, что нам дорого. Системы безопасности современных государств гораздо многослойнее и сложнее, чем просто вооруженные силы. Последовательно модернизируя наши военные возможности под идеологией «Нация-армия», создавая механизмы двойного действия функционирования в разных областях, делая отношения армии и общества более органичными, мы не должны забывать о таких компонентах безопасности, как демография, информационная, духовная, экономическая, энергетическая, продовольственная безопасность и так далее. Еще в 2005 году, когда действующий президент Республики Армения Серж Саргсян был министром обороны и секретарем Совета национальной безопасности, была создана специализированная рабочая группа, усилиями которой в 2007 году была утверждена СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРМЕНИИ. На мой взгляд, учитывая многочисленные изменения, произошедшие во внутренней и внешней жизни, настало время пересмотреть и внести изменения в этот важный концептуальный документ.

АРМЕН АШОТЯН

Председатель постоянной комиссии Национального Собрания Армении по внешним отношениям

Газета «Аравот»
15.12.2017г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать