Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Армения и транспортная геополитика в регионе

22 декабря,2017 18:31

Наладив сухопутную связь с Турцией через железную дорогу Карс-Ахалкалаки-Баку, официально запущенную 30-го октября (известную также как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, далее – БТК), Азербайджан пытается развивать транспортное сообщение и торгово-экономическое сотрудничество с соседними странами и в других форматах, в то же время, стараясь использовать все эти программы для своей цели – углубить экономическую блокаду и изоляцию Армении в регионе.

В целом существует несколько важных региональных и глобальных программ строительства транспортных коридоров и экономического сотрудничества, в частности, БТК, проект транспортного коридора Север-Юг, проект транспортного коридора Персидский залив — Черное море (главным поборником которого является Иран), крупная экономическая программа «один пояс, один путь», или «новый шелковый путь», инициатива которой принадлежит Китаю. Эти программы и идеи не только тесно взаимосвязаны или, по крайней мере, в какой-то мере связаны друг с другом, но и напрямую влияют на экономику и среду безопасности Армении. Итак, чтобы лучше представить ситуацию, остановимся на нескольких из этих проектов по отдельности.

Баку-Тбилиси-Карс

Официальная церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс состоялась 30-го сентября 2017 года в Баку, с участием президентов Азербайджана и Турции, премьер-министров Грузии, Казахстана и Узбекистана. Впервые идея строительства железной дороги длиной 826 километров была предложена в 1993 году, когда вследствие ухудшения отношений между Арменией и Турцией и закрытия границы перестала действовать железная дорога Карс-Гюмри-Тбилиси. Задумка была в том, что новая железная дорога между Турцией, Грузией и Азербайджаном станет альтернативой железной дороге Карс-Гюмри-Тбилиси. Президенты Азербайджана, Грузии и Турции снова подняли вопрос о строительстве дороги в мае 2005 года, на официальной церемонии запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

В ноябре 2007 года в Тбилиси президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Грузии Михеил Саакашвили и президент Турции Абдулла Гюль объявили о старте проекта. Строительство началось в июле 2008 года с города Карса. Изначально проект оценивался в 422 миллиона долларов США, потом эта цифра достигла 600 миллионов. Проект в равной степени финансировался Азербайджаном, предоставившим кредит Грузии, и Турцией. Европейский союз и Соединенные Штаты отказались от финансирования или какой-либо иной поддержки этого проекта, заявив, что он запланирован в целях обхода Армении. Запад поддерживал восстановление железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси, на что и была направлена международная инициатива урегулирования армяно-турецких отношений в 2008 году.

Экономический потенциал БТК

Понятно, что для большей эффективности этого проекта инициаторы БТК должны стремиться сделать его частью другой, большей программы. Президент Турции в день запуска железной дороги заявил, что открытием железной дороги они объявляют о создании прямого сообщения от Лондона и до Китая. Эрдоган сказал, что если перевозка грузов из Китая в европейские страны по Северному и Южному коридорам длится 45-62 дня, то с эксплуатацией железной дороги Баку-Тбилиси-Карс этот срок сократится до 12-15 дней.

Отметим, что первый грузовой поезд, выехавший из казахстанского города Кокчетав по железной дороге БТК 23-го октября 2017 года, доехал до турецкого Мерсина через 10 дней, преодолев расстояние в 5435 км. Страны-участницы рассчитывают на то, что по этой железной дороге ежегодно будет перевозиться до 17 миллионов тонн грузов и до миллиона пассажиров и, кроме того, она станет одним из важных компонентов «нового шелкового пути», простирающегося от Китая до Европы. Однако перспективы экономической эффективности БТК и того, что она станет одним из важных звеньев китайского «шелкового пути», не так уж очевидны.

Иран и программа Север-Юг

Министр дорог и городского развития Ирана Аббас Ахмад Ахунди в интервью азербайджанскому агентству «АПА» сказал, что Иран предлагает довести железную дорогу БТК до Табриза. Он отметил, что с турецкой стороной проводились переговоры по этому вопросу и подписана соответствующая декларация. Эта перспектива имеет для нас чрезвычайно важное значение по той простой причине, что Азербайджан в контексте своей антиармянской политики пытается привлечь к программе, предпринятой вместе с его союзником Турцией, и иранскую сторону, углубляя изоляцию Армении от экономических процессов в регионе.

Хотя Иран, в свою очередь, подходит к вопросу иначе. Иранские чиновники, говоря о реализации идеи связать друг с другом, с экономической точки зрения, районы Персидского залива и Черного моря, всегда подчеркивали, что в программе должны участвовать и Азербайджан, и Армения, и Грузия. В ходе официального визита премьер-министра Армении в Иран в октябре этого года вице-президент Исламской Республики Эсхак Джахангири заявил, что одним из транспортных коридоров от Персидского залива к Черному морю может стать Армения. Именно в рамках этой программы Армения и реализует «Инвестиционную программу дорожного коридора Север-Юг», ход выполнения которой, однако, мягко говоря, замедляется. Строительство автодороги Мегри-Ереван-Бавра общей протяженностью 556 км предусмотрено завершить в 2019 году, но до сих под построена лишь очень небольшая часть этой дороги.

Казвин-Решт-Астара

Вопрос о налаживании железнодорожной связи между Ираном и Азербайджаном обсуждается не только в контексте возможного участия Ирана в БТК, но и сотрудничества Россия-Азербайджан-Иран. Баку и Тегеран давно уже планируют соединить юг Азербайджана с севером Ирана путем строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара.

Эту железную дорогу планируется реализовать в рамках строительства транспортного коридора Север-Юг. Соответствующее соглашение Россия, Иран и Азербайджан подписали еще в 2005 году. А 1-го ноября этого года в Тегеране состоялась очередная встреча президентов этих трех стран, и одним из основных вопросов, обсужденных на этой встрече, стала как раз реализация транспортной программы «Север-Юг», связывающей Балтику с Индией. И, по-видимому, встреча президентов оказала существенное влияние на последние заявления о строительстве железной дороги Иран-Азербайджан.

Но дело в том, что, несмотря на эти заявления, активных практических шагов пока не наблюдается. Еще в феврале прошлого года, на встрече с президентом Азербайджана, президент Ирана Хасан Рохани заявил, что до конца года по этому вопросу ожидается значительный сдвиг. Переизбравшись на пост президента в мае этого года, Рохани заявил, что железнодорожный проект с Азербайджаном будет реализован в ходе работ 12-го правительства Ирана, добавив, что продолжается строительство железной дороги от части Астары, расположенной на юге Азербайджана, до иранской части Астары в приграничной провинции Гилян, а что касается доведения железной дороги до Решта, то по этому проекту предусмотрено подписание договора, после чего Азербайджан примет участие в развитии проекта.

Несостоявшийся проект Иран-Армения

Армения также намеревалась наладить железнодорожную связь с соседним Ираном, однако строительство железной дороги Иран-Армения за 9 лет дальше разговоров так и не пошло. А железную дорогу, проходящую по территории Нахичевана, по понятным причинам использовать пока невозможно. Президент Армении Серж Саргсян в октябре 2008 года заявил, что «в ближайшие месяцы начнется строительство железной дороги Армения-Иран». К теме обратился посол Ирана в Армении, сказав, что из Ирана в Армению приедут специалисты, чтобы изучить программу. Теоретически обсуждался и вопрос о том, что строительство железной дороги Иран-Армения может финансировать Китай. Посол Китая в Армении заявил, что китайские компании изучают возможность финансирования железной дороги Иран-Армения.

Однако никакого прогресса в реализации программы пока нет. Более того, правительство РА в январе 2017 года приняло решение о ликвидации компании «Управление строительством железной дороги», основанной в 2009 году в целях строительства армяно-иранской железной дороги. Более того, строительство железной дороги Иран-Азербайджан лишает строительство железной дороги Иран-Армения всякого смысла, поскольку первая уже обеспечит связь Ирана не только с Грузией и Черным морем, но и с Азербайджаном, Россией и Балтийским морем.

Официальный Ереван, однако, не отказывается от идеи построить железную дорогу в Иран. 9-го ноября 2017 года министерство транспорта, связи и информационных технологий Армении опубликовало заявление о том, что компания «Rasia FZE», являющаяся концессионным управляющим строительством железной дороги, нарушила договоренности, сроки, поэтому Армения намерена строить железную дорогу независимо от этой компании.

Арам Саргсян

«Союз информированных граждан»

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031