В последние дни ушедшего года в Иране состоялись массовые акции протеста. В соседней стране и за ее пределами звучали версии, что эти демонстрации спровоцировали военно-политические противники Ирана – США, Саудовская Аравия и Израиль. Как и во многих других случаях, привести четкие доказательства довольно сложно. Даже в случае Украины невозможно на все сто процентов заявлять, что решающую роль в революции 2014 года сыграла официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд, «раздавая печеньки» на Майдане. Определить пропорции людской воли и «подзуживания» извне не легкое дело. А тем более в Иране, где власти попросту никому не позволят «раздавать печенье». С другой стороны, ясно, что эти три страны заинтересованы в ослаблении государства, играющего значительную роль в регионе.
В случае с Ираном некоторые начали говорить о сценарии по типу «арабской весны». Однако в соседней стране вероятность такого сценария крайне мала. Прежде всего, потому что события, беспорядки, жестокости, революции и их последствия, которые произошли в 2011 году в ряде арабских стран, прошли у всех нас перед глазами. Но, помимо этого общего суждения, следует учитывать особенности Ирана. Прежде всего, эта страна имеет многовековую, непрерывную государственность, она не была ничьей колонией, кроме того, не выступала исполнителем воли какого-либо государства. Государственность и суверенитет у соседнего народа находятся в крови (чего не скажешь о нас, армянах), какого-либо сумасбродного шага, какой-либо авантюры большинство иранцев не потерпит.
И самое главное, следует признать, что мир может быть разнообразным. Я лично выступаю за европейскую модель государства, и я думаю, что Армения должна идти по этому пути. Но это не значит, что, скажем, Иран, Россия и Китай тоже должны идти именно так. Многое, что происходит в этих странах, для меня неприемлемо. Мне, например, не нравится, когда закрывают социальные сети, чтобы люди не могли организовывать демонстрации. Но, в конечно счете, каждый народ сам решает, что терпеть, а что нет.
Словом, если кто-то хочет организовать «арабскую весну» в Иране, он попусту теряет время.