Заведующий кафедрой ЮНЕСКО истории и теории армянского искусства Ереванского государственного университета, профессор Левон Чугасзян недавно выступил с лекцией об армяно-французских культурных связях в одном из дворцов XVIII века в Монпелье.
При этом, лекцию прочитал на французском языке. «Аравот» попросила профессора рассказать подробности, тем более, если учесть тот факт, что он – единственный представитель Армении, являющийся членом-корреспондентом академии Монпелье.
«Поскольку руководство академии Монпелье несколько месяцев назад было осведомлено о моем визите во Францию, они заранее обратились ко мне, чтобы я прочитал лекцию в их отделении общественных наук. Эту лекцию, как и было запланировано, я прочитал 11 декабря. Тема была следующей: «Армяно-французские художественные отношения в средневековье», были представлены также цветные иллюстрации:
Левон Чугасзян недавно выступил с лекцией об армяно-французских культурных связях в одном из дворцов XVIII века в Монпелье, где обычно проводятся заседания и мероприятия отделения общественных наук.
Несмотря на то, что проливные дожди не прекращались несколько дней подряд, в зале академии было многолюдно. На лекции присутствовали ученые, в основном – почтенного возраста. За вступительным словом президента академии Ж.П. Нюже последовало выступление члена академии, известного арменоведа и историка, бывшего преподавателя университета Монпелье, профессора Жирайра Дедеяна, он вкратце представил мою научную деятельность и передал слово мне.
В начале лекции я ознакомил присутствующих со свидетельствами армяно-французских культурных отношений, начав со времен Карла Великого, с построенной архитектором Одоном часовни Сен-Жермен-де-Пре. Я также упомянул некоторые французские миниатюры четырнадцатого и пятнадцатого веков, в которых изображены отдельные эпизоды армянской истории Киликии. После этого я представил основной материал лекции, посвященный выдающемуся миниатюристу 13 века Торосу Рослину и работам его непосредственных последователей и обобщения различных произведений французского искусства той эпохи»,- рассказал господин Чугасзян.
По словам ученого, присутствующие не только не знали о деятельности Рослина и его непосредственных последователей, но и все приведенные мной факты являлись для них новостью, они задавали мне вопросы, на которые я по очереди ответил. В своем докладе я представил одновременно иконографические и другие сходства армянских и французских произведений, которые я объяснил сотрудничеством французских деятелей искусства с киликийскими мастерами, которые пришли в Иерусалим с крестоносцами, непосредственными связями между царскими дворами Армении и Франции, например обмен подарками на высшем уровне. Президент академии Нюже предложил мне письменно представить свой доклад – для публикации статьи в научном журнале академии Монпелье. Спустя несколько дней после выступления я отправил ему доклад с цветными иллюстрациями».
На наше замечание о том, что он – единственный ученый из Армении, являющийся членом-корреспондентом престижной академии, Левон Чугасзян ответил: «Вы правы, я удостоился этой чести не только с учетом моей научной деятельности, но и различных статей, посвященные армяно-французским многовековым художественным связям. Академия Монпелье, которая имеет историю в двести лет, имеет свою собственную политику в выборе действительных членов и членов-корреспондентов. Действительный член избирается из ученых с французским гражданством, а членом-корреспондентом могут быть всемирно известные иностранные ученые, свободно владеющих французским языком и публикующих свои исследования на этом языке. На веб-сайте академии Монпелье вы можете увидеть имена всех сорока двух иностранных членов-корреспондентов, в том числе и мое имя».
Наш собеседник добавил: «В целом, как для Национальной академии наук Армении и той или иной международной академии членство гарантируют члены этих академий и обосновывают свое предложение, характеризуя работу потенциального кандидата и научную значимость опубликованных работ, считая его пригодным для их приема в свои ряды. Другое дело, что для членства в НАН РА, особенно для пополнения рядов отделения общественных наук, действуют клановые и местнические интересы, интриги, результатом становится то, что членами академии могут стать пронырливые люди, которые совершенно никому не известны, и им нечего сказать в мировом аспекте. Этот путь ведет к международной дискредитации НАН РА. «Насколько я знаю, ни один из армянских членов этого отделения сегодня не является членом какой-либо международной академии. Еще несколько лет назад у нас в Армении имелись академики, которые были также членами международных академий, но они уже ушли из жизни, например, Грач Бартикян был членом Академии Афин, а Симон Кркашарян – членом Римской академии наук и искусств «Тиберина». По словам Чугасзяна, безобразные выборы в Национальной академии наук РА происходят по той причине, что ставшим членами академии начинают оплачиваться. Этот негативный характер выборов может исчезнуть тогда, когда за членство в академии перестанут платить, и тогда всякого рода люди перестанут рваться туда, если будут знать, что в этом, так сказать, нет денег.
Например, академия Монпелье или имеющая 400-летнюю историю Миланская Амброзианская академия, членом которой я являюсь, не платит своим членам, и стать ее членом – дело чести, и туда избираются люди, имеющие серьезные научные заслуги», – добавил Левон Чугасзян.
Гоар АКОБЯН
Газета «Аравот»
09.01.2018г