Пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов после заседания исполком РПА объявил, что партия выдвинет на пост президента человека, прошедшего серьезный путь, имеющего внесшего серьезный вклад и биографию, которая также обладает высоким авторитетом. Речь идет о президенте Армении, который должен быть избран в марте в Национальном Собрании в соответствии с новой Конституцией и моделью парламентского правления. Согласно этой модели, президент больше не является первым лицом государства, но он по-прежнему является носителем некоторой власти и соответственно, по крайней мере, уравновешивающей, особенно если он имеет поддержку парламентского большинства.
Более того, примечательно одно: выборы президента происходят в парламенте, по сути, гораздо большим числом голосов, чем премьер-министра. Другими словами, консенсус больше формируется вокруг президента, а не премьер-министра. А это все же интересный факт, если принять во внимание то, о чем мы говорили еще до формирования парламента, в контексте предвыборного расклада, и после парламентских выборов, и что несколько раз уже проявлялось в различных шумных внутрипарламентских ситуациях.
Другой вопрос в том, что РПА ищет или выбирает кандидата в президенты из неполитического окружения. Это теоретически и практически не только не исключено, но может быть продиктовано именно растяжимой и пространной логикой большинства. Здесь или должен быть очень сильный и харизматичный президент, чтобы работать с этим большинством и уравновешивать премьер-министра, или президент будет, так сказать, настолько политически неконкурентным, что будет не в состоянии мешать лидеру РПА управлять этим теневым большинством.
Арам АМАТУНИ
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»