Интервью с доктором экономических наук, профессором Арменом Чугуряном
Планируются законодательные поправки, которые окажут существенное влияние на систему высшего образования. Об этом мы поговорили с доктором экономический наук, профессором Арменом Чугуряном, который неоднократно в беседе с «Аравот» комментировал реформы в сфере образования в нашей стране.
– Господин Чугурян, министр науки и образования РА на заседании правительства заявил о необходимости заменить систему заочного обучения, обосновав также гибкость подходов к периоду обучения. Считаете ли Вы обоснованными эти реформы?
– Эти реформы повторяют международный опыт, однако в нашей действительности по-прежнему чужды, и, на мой взгляд, в вузах Армении начнется административная и финансовая неразбериха, если сейчас хотя бы не будут оценены финансово-экономические риски грядущих реформ.
– Что Вы имеете в виду? Ведь мы всего лишь перенимаем передовой международный опыт.
– Я не думаю, что все нужно перенимать, если это чревато нежелательными последствиями. Если главные бенефициары образования – вузы и студенты не жалуются на заочное обучение, то почему возникла необходимость в законодательных изменениях? На мой субъективный взгляд, это требование извне, поскольку в Европе и в самом деле нет заочного обучения, и они просто не понимают этот институт, который достался нам в наследство от Советского Союза. Задача в том, что в годы независимости мы сами пошатнули основы заочного образования. Раньше требовалось, чтобы студент в годы своего обучения работал по своей профессии и этим дополнил количество контактных часов заочного обучения. Если сегодня провести опрос среди студентов, получающих заочное образование, то мало кто из них напрямую или хотя бы косвенно работают по профессии. И получается так, что вузы поголовно принимают студентов, чтобы решить для себя финансовые вопросы. А это означает, что если не будет заочного обучения, то финансовое состояние в вузах Армении станет еще хуже.
– А как насчет гибкости учебного периода, когда студенту бакалавриата будет предоставлена возможность сформировать свое учебное личное расписание — от четырех до восьми лет?
– На мох взгляд, это нововведение также станет поводом для неразберихи в университетской финансовой системе. В этом случае уже не будет действовать понятие «фиксированная годовая оплата», вместо этого будет следующий подход — «оплата исходя из академических кредитов», который заставит вузы пересмотреть управление финансовыми потоками, составить гибкое бюджетирование. А это обязательно приведет к нестабильной оплате образовательных услуг. Даже государственные вузы РА имеют серьезную зависимость от платы за обучение. Если международные университеты получают большое финансирование от государства, совета попечителей, различных фондов, то у нас нет этого, и наши университеты сталкиваются с серьезными финансовыми рисками. И финансовые притоки на основе кредитного сбора не могут быть стабильными, потому что они зависят от предпочтений академической активности студента. Представьте себе ситуацию, когда большинство студентов предпочтет активно собирать кредиты, а в следующем полугодии, наоборот, проявит пассивность. Это создаст финансовую нестабильную ситуацию в высших учебных заведениях с ростом и падением притока денежных средств. Поэтому, я считаю, что необходимо так рассчитать академические и экономические последствия предлагаемых реформ, чтобы нововведения не вызывали финансовой неразберихи в и без того сложно организуемых образовательных услугах.
Беседу вел Ованнес БАБАЯН
Газета «Аравот»
20.01.2018г