Статья внука посла США в Турции Роберта Морриса Моргентау под названием «Скажет ли Трамп правду о Геноциде армян» опубликована на страницах американской газеты «The Wall Street Journal»
Когда Гитлер вторгся в Польшу в 1939 году, он дал указание своим командирам «насылать смерть безжалостно, без сочувствия — на мужчин, женщин и детей, говорящих на польском языке и имеющих польское происхождение». Он утверждал, что мир не станет резко реагировать: «Кто, в конце концов, говорит сегодня об истреблении армян?».
Он говорил о последовательном уничтожении армянского населения османскими турками в 1915 году. Сильные мира сего особо не препятствовали резне. Позже настойчивое отрицание Турции и вовсе сделало из этих событий «забытый геноцид».
Турция — очевидный союзник США — до сих пор не желает смотреть в лицо своей истории. Правительство США тоже не стало называть вещи своими именами. Американские власти отступили под турецким нажимом, не проявили последовательности и не смогли признать простой факт: резня армян была не трагической случайностью истории, а организованным геноцидом.
В силу осторожности и изворотливости дипломатов подобная молчаливость не должна сильно удивлять. Но президент Трамп, признав Иерусалим столицей Израиля, кажется, начинает новую эру. В 1995 году Конгресс поручил Госдепартаменту признать за Иерусалимом статус столицы Израиля и перенести туда посольство США. Кандидаты Билл Клинтон и Джордж Буш-младший обещали перенести посольство, а Барак Обама в 2008 году сказал, что «Иерусалим будет столицей Израиля». Все трое после избрания отреклись от своих обещаний. Теперь, наконец, политика США в вопросе Иерусалима соответствует своим принципам и историческим фактам.
Это внушает мне оптимизм: таким же образом США может признать историческую правду о Геноциде армян. Факты неоспоримы: армяне тысячелетиями жили под сенью горы Арарат, который сейчас находится на востоке Турции. На протяжении большей части своей истории христианское меньшинство жило в мире со своими соседями-мусульманами. Но когда в конце XIX, начале XX века Османская Империя начала распадаться, армяне стали объектом гнета. Когда началась Первая мировая война, турки получили возможность решить свой «армянский вопрос».
Сначала они арестовали и казнили лидеров армянской общины, интеллигенцию. Потом они выселили оставшееся гражданское население, длинными «маршами смерти» отправили людей в сирийскую пустыню. Были убиты 1,5 миллиона армян.
Для меня эта хроника — не только материал из книг по истории. Мой дед по отцовской линии, Генри Моргентау, был послом президента Вильсона в Османской Империи в то время, когда начался этот ужас. Он быстро понял, что это резня таких масштабов, каких мир еще не видывал.
Он выразил свой протест турецким лидерам, на что ему ответили, что эти армяне — не граждане США, и не ему об этом беспокоиться. Кроме того, они ему напомнили, что он — еврей, а армяне — христиане.
Турки даже угрожали ему тем, что окажут давление на Вашингтон и добьются отзыва посла. Дед ответил резко: «Не мог я представить большей чести, нежели быть отозванным, потому что я, еврей, сделал все, что было в моих силах, чтобы спасти жизни сотен тысяч христиан».
Турки отказывались пересмотреть свою позицию, и тогда мой дед обратился к собственному правительству. Он послал в Вашингтон дипломатическую депешу: «Проводится кампания по расовому истреблению». Госдепартамент, обеспокоенный Первой мировой войной, ответил безразличием. В итоге мой дед решил достучаться до мира, до его совести через серию речей.
В конце концов, была организована массивная кампания помощи переселенцам, их размещению. Но Геноцид оставил неописуемый след в душе армянского народа и моего деда. Он вернулся в США и был просто обречен посвятить свои дни помощи выжившим, иногда появляясь на острове Эллис как «дядя Генри», чтобы помочь беженцам, у которых никого не было. Он сделал кое-что еще — рассказал своим детям и внукам историю, свидетелем которой стал. Его урок нам был ясен: когда принципы уступают необходимости, неизбежным результатом является трагедия».
Это пророчество исполнилось, когда Гитлер вторгся в Польшу, воодушевленный тем, что мир забыл об армянах. Настало время для Америки выйти из этого забытья.
В каждом апреле месяце президент выступает с заявлением, признавая злодеяния против армянского народа. Но, уступая турецкому давлению, он никогда не произносит слово «геноцид». Это должно измениться.
Я не недооцениваю опасения тех людей, которые говорят, что гнев Турции может обернуться против США, я не отрицаю доводы тех, кто утверждает, что перенос посольства США в Иерусалим осложнит переговорный процесс. Но справедливый и долгосрочный миропорядок не может строиться на лжи и уловках. Пусть президент Трамп еще раз подчеркнет свою приверженность этой истине, огласив правду о Геноциде армян. Это будет ясным сигналом для захватчиков по всему миру: ваши преступные деяния не останутся незамеченными.
Подготовила Виктория АНДРЕАСЯН