Вероятно, мы никогда не узнаем, информирует ли Москва наши власти о своих региональных и важнейших инициативах и шагах. Тогда как в союзнических отношениях это является обязательным, по крайней мере, в вопросах, представляющих для нас непосредственный интерес. Следовательно, недостаток необходимой информации, более того – ее отсутствие, позволяет нам, во всяком случае, на общественном уровне, свободно допускать, что наши союзники продолжают свою традиционную политику – обходить нас, считая этот берег реки Аракс своим подворьем, где он чувствует себя абсолютно свободным поступать так, как он посчитает для себя удобным и выгодным.
Это впечатление еще раз было подкреплено в последние дни, точно 3-4 марта, когда в Анкаре состоялись трехсторонние и двусторонние переговоры Турция-Россия-Иран, официально посвященные решению сирийских вопросов. Похоже, особенно если будет реализовано желание президента Трампа вывести свои войска из Сирии, то еще больше раскроется поприще для деятельности вышеупомянутого трио, перекроить по-своему государство под названием Сирия, народ которого уже исчерпал свои последние силы.
Однако, несомненно, что в ходе трехсторонних и двусторонних переговоров обсуждались и другие важные региональные вопросы – судьба курдского фактора, экономические проблемы, региональные конфликты, в том числе и армяно-азербайджанский конфликт.
В данном случае, естественно, самым волнующим нас вопросом остается, даже на простом народном уровне, беспрецедентное сближение Москвы и Анкары. Беспрецедентное, по крайней мере, в отрезке последних 98 лет, после рокового для нас сотрудничества Ленин-Кемаль. Это опасение вовсе не рождено ревностью. Это реверсивная память о разрушительном историческом повороте.
Акоб АВЕТИКЯН
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере еженедельника «Азг»