По данным международного правозащитной организации Freedom House, в 2008-2018 годах, по оценкам страны переходного периода, индекс независимости судебной системы Армении снизился. Об этом на пресс-конференции в «Медиа центре» заявила руководитель организации «Защита прав без границ» Айкуи Арутюнян. Она это считает хорошей оценкой того, на каком уровне могут быть права человека с такой судебной системой, которая сущетвует в нашей стране.
12 апреля в «Медиа центре» правозащитники подвели итоги десяти лет правления Сержа Саргсяна с точки зрения нарушения прав человека в ходе мирных акций протеста.
Напомним, что за это время гражданская жизнь в Армении была весьма активной – «Электрик Ереван», «Я — против», движение против повышение платы за проезд и так далее.
Айкуи Арутюнян разделяет оценки Артура Сакунца. Лишь добавляет, что с законодательной точки зрения у нас есть регресс. По ее словам, если раньше мы ратифицировали международные документы в сфере прав человека, и власть пыталась соответствовать им, то сегодня и этого нет. Правозащитник приводит в пример концепцию «Нация-армия» которую считает ограничением прав человека с точки зрения свободы мысли, совести, закрытые заседания правительства – в качестве ограничения права на получение информации. Заявляет, что соглашение ЕС-РА, которое было представлено в качестве достижения, с точки зрения качества может обепечить прогресс, однако это не тот документ, который сможет создать базу с точки зрения развития прав человека, поскольку он существенно уступает неподписанному в 2013 году документу.
Адвокат Хельсинкского комитета Армении Роберт Ревазян в свою очередь отмечает, что за последние десять лет, паралельно с активизацией политических, гражданских движений росло число нарушенийй прав человека, и Армения в этом смысле находится в стабильно негативной ситуации. Он не совсем согласен с коллегой, говорит, у нас есть хорошее законодательство касательно митингов, шествий, однако полиция действует не в рамках закона, а исходя из необходимости, по его словам, когда будет соответсвующее распоряжение. Роберт Ревазян говорит, что благодаря адвокатам против представителей правоохранительных органов есть много ответных исков, активисты выиграли, но этому правовой оценки дано не было, полицейские не были привлечены к ответственности, за исключением одного-двух громких случаев. А уголовные дела, возбужденные против полицейских, в основном закрывались. Напоминает, что до си пор всего четыре представителя правоохранительных органов, препятствовавших работе журналистов в ходе событий «Электрик Ереван» были привлечены к ответственности. Если и имело место расследование касательно неправомерных действий по отношению к журналистам, то только для того, чтобы показать что-то международным организациям. По его словам, становится очевидно, что в полиции царит атмосфера безнаказанности. Напоминает, что в 2016 году после событий «Сасна црер», когда люди собирались на Площади свободы, полиция и СНБ вызывали людей для «инструктажа».
Глава Ванадзорского офиса Хельскинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц делает следующий вывод: власть говорит, что не только не собирается решить проблемы, но и не позволит акций протеста с требованием решить их: «Это называется авторитаризм». По его словам, происходящие сейчас акции протеста из телекомпаний освещает только «Шант», это является ограничением свободы слова.
В целом, все были согласны с тем, что вызов по ограничению прав человека в будущем будет поставлен более остро, и мы должны быть готовы к этому. По мнению Артура Сакунца, в основе нынешних акций протеста лежит борьба за свободы, поэтому никто не должен оставаться равнодушным. Власти продолжат вести подобную политику, именно поэтому Freedom House часть проблем связывает с намерением Сержа Саргсяна стать премьер-министром.