Проживающий в США политолог Агаси Енокян отвечает на вопросы «Аравот»
— Господин Енокян, если попытаемся, так сказать, на трезвую голову оценить ситуацию, что произошло в Армении за последние дни?
– В Армении произошло важнейшее – имело место выражение воли народа. Армянский ген получил политическую формулировку, и в качестве гражданского общества обязал свою волю властям. Политическая система Армении после 20-летнего перерыва, наконец, начала реагировать на общественные настроения. В Армении произошла настоящая бархатная революция. Власть с опущенной головой признала силу улицы, движение – приняло отставку власти. Необходимо признать, что власть, в конце концов, смогла адекватно отреагировать на требование Общества, в данном случае это проявилось Улицей. Если Никол Пашинян сможет держать темп изменений, то революция будет неизбежной. Он сможет закрепить возможность смены власти логичным путем – через выборы.
Я хотел бы упомянуть одно важное методологическое обстоятельство: для власти было серьезной проблемой то, что, будучи отверделым и неадекватным механизмом реальности, она не успевала справиться со скоростью, которая обязывает Улица. Сейчас одной из опасностей является то, что власть может взять в руки темп изменений, замедлить его и направить в удобное для себя русло, этим достичь серьезных успехов.
– Не стала ли для Вас сюрпризом отставка Сержа Саргсяна после ироничного тона, в котором он с Пашиняном говорил за день до этого? Что его заставило за несколько часов принять решение об отставке человека, который на протяжении многих лет был у власти?
– В первую очередь, число митингующих и их резкий рост после встречи Саргсян-Пашинян. Даже самая простая арифметика показывает, что наша многонациональная, хорошо вооруженная и обученная полиция не могла противостоять этому, а вводить войска Серж Саргсян не хотел. В этот период были также определенные месседжи о том, что самые жесткие действия приведут к международному противостоянию.
— Что нас ждет впереди? Будут ли внеочередные выборы, какая у нас сейчас будет внутриполитическая палитра, имея в виду, что все политические силы скомпрометированы?
– Мы сейчас наблюдаем самое широкое выражение конституционного кризиса. Согласно Конституции, партии необходимы для формирования власти. В то же время очевидно, что партии, которые сейчас находятся «арене» или являются сформированными властью структурам или же маргинальны. Трудно сказать, как будет работать новый механизм выборов, может, до этого у нас будет новая Конституция, достойны ли существующие партии сохранить исключительное право на формирование власти, пойдем ли мы путем запрещения республиканцев, как коррупционной системы. До тех пор, пока у нас происходят революционные события, есть необходимость ответить на эти вопросы – до выборов.