Собеседник Aravot.am – политолог, аналитик фонда «Нораванк» Карен Веранян
— Господин Веранян, Никол Пашинян заявляет, что если будут проведены внеочередные выборы, то они будут активно бойкотировать их. На Ваш взгляд, почему он не хочет идти на досрочные выборы?
— Для начала хочу отметить, что Никол Пашинян так и не представил свою революционную программу и дальнейшие шаги о том, как он представляет развитие страны по внешнему и внутреннему направлениям. На начальном этапе в основе его движения лежал императив в виде отставки уже бывшего премьер-министра Сержа Саргсяна, что стало реальностью в результате массового давления со стороны движения под руководством Пашиняна. Особо хочу отметить, что Серж Саргсян пошел на этот шаг для того, чтобы избежать насилия и возможных гражданских столкновений.
После отставки премьер-министра, как известно, Пашинян уже начал озвучивать вопрос о необходимости устранения РПА, этим выдвинув более широкую – системную задачу.
В ходе пресс-конференции для зарубежных журналистов Никол Пашинян четко заявил: он исключает, что должность будущего премьер-министра может занять представитель РПА, и это, в первую очередь, касается возможной кандидатуры Карена Карапетяна. То есть, лидер революционного движения изначально был склонен исключить возможность переговоров с властями в условиях сложившейся политической ситуации, не говоря уже о диалоге.
Более того, в последние дни Пашинян уже озвучивает позицию, согласно которой он и его команда не собираются идти путем проведения внеочередных выборов и заявляет о намерении бойкотировать их.
Как мы можем заметить, нет четко сформулированной политической повестки: это, скорее всего, говорит о принятии решений, исходя из обстоятельств и необходимости, или же у Никола Пашиняна и его команды изначально была своя повестка дня, которой они руководствуются, так сказать, путь поэтапного решения вопросов. Если даже основываться на реалистичности последних событий, то это нужно считать несправедливым подходом, в первую очередь, по отношению к людям, последовавшим за революционным движением, то есть они не имеют четкого представления о политической повестке своего лидера.
Полагаю, заявление Пашиняна о нежелании идти на внеочередные выборы, обусловлено тем обстоятельством, что ему до сих пор удается под давлением членов революционного движения по отношению к властям получать определенные уступки, следовательно, возникает вопрос: почему же не идти до конца, не стремиться к большему?
В связи с этим вопросом хочу отметить, что это может иметь серьезные последствия для государственности страны в том плане, что предложенный Пашиняном «народный» кандидат не является правовой и политической категорией.
— Вчера в эфире программы «Урвагиц», говоря о внеочередных парламентских выборах, Никол Пашинян заявил следующее: «вы видели, какие выборы организовывает РПА? Мы победили, и эта победа не может увенчаться организованными РПА выборами». На ваш взгляд, насколько обоснованным является данное утверждение лидера движения. Чем вы объясните убеждение, что в случае наличия такой народной волны он боится фальсификации выборов?
— Озабоченность Никола Пашиняна по поводу внеочередных выборов, по всей вероятности, необходимо обусловить тем, что подавляющее большинство участников революционного движения представляют молодежь, часть из которых – несовершеннолетние, следовательно, одно дело в уличном движении иметь широкие массы, совсем другое – обеспечить правовую и политическую победу путем проведения внеочередных выборов.
С другой стороны, возникает вопрос: какой процент от общего населения страны составляют последователи революционного движения? Отсюда и другой вопрос: действительно ли это народное движение, как утверждают Пашинян и его команда? Допустим, что так и есть: в этом случае, какие могут быть проблемы у Пашиняна, если он пойдет на внеочередные выборы, ведь, как он сам говорит, за него готовы проголосовать более 90 процентов населения РА?».