Голос Америки. Свыше 1300 человек в 21 городе задержано в ходе акции «Он нам не царь!», прошедшей в субботу по всей России, сообщает портал ОВД-Инфо. Сведения уточняются. Акция приурочена к инаугурации президента РФ Владимира Путина, которая намечена на 7 мая.
Больше всего органы правопорядка усердствовали в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске – соответственно, 572, 189 и 164 задержанных. В Якутске – 75 человек доставлено в отделения полиции. Десятки задержанных в Тольятти, Краснодаре, Астрахани, Красноярске, Калуге, Новокузнецке и Белгороде.
В Москве Пушкинская площадь к 14.00 была плотно заполнена. Но, как выяснилось, тысячи людей пришли с разными, диаметрально противоположными целями и настроением.
Памятник Пушкину поначалу «оккупировали» представители прокремлевского «Национально освободительного движения» (НОД), прибывшие на место заблаговременно. В толпе также выделялись люди в камуфляжной форме с георгиевскими лентами и «казаки» в кубанках при нагайках. Позже НОДовцы заняли «оборону» вокруг памятнику поэту, отгородившись от сторонников Навального, как от чумы, большущей георгиевской лентой. Чувствовалась рука опытного сценариста. По информации СМИ, руководил НОД депутат от «Единой России» Евгений Федоров.
Между сторонниками Навального и противоборствующей командой развернулась настоящая война лозунгов. С одной стороны неслось: «Долой царя!», «Россия без Путина!», «Путин – вор!», с другой — вдохновенно скандировали: «Путин – наш президент!», «Родина, свобода, Путин!» и «Позор хомячкам Навального!».
Но громче всех «прозвучал» вертолет, который за малым перерывом два часа непрерывно барражировал над Пушкинской и по факту выполнял роль уже забытой сейчас «глушилки», используемой в советские времена для затруднения работы «вражеских» радиостанций. Кроме того, по мегафону из ОМОНовского автозака периодически предупреждали собравшихся, что те мешают свободному передвижению граждан, и призывали всех разойтись по домам, в противном случае обещая применить загадочные спецсредства.
Полицейские обещание, слава богу, не сдержали, иначе трудно себе представить, что произошло бы в этом столпотворении. Зато «казаки» свои спецсредства, то есть нагайки, в ход пустили. При полном попустительстве органов правопорядка, заметим. В результате возникло несколько потасовок. По крайней мере, один человек из числа сторонников Навального госпитализирован. Также выяснилось, что ОМОН и члены пропутинских организаций порою действуют синхронно и в унисон.
«Вязали» в тот день исключительно сторонников Навального, начав с него самого. Досталось и журналистам. Среди задержанных оказался фотокорреспондент «Новой газеты», еще одного репортера коллеги «отбили» у ОМОНа.
По мнению опрошенных Русской службой «Голоса Америки» экспертов, акция показала, что недовольных политикой Кремля людей по-прежнему довольно много, и они настроены действовать.
По словам муниципального депутата, оппозиционного политика Ильи Яшина, если граждане продолжают выходить на улицу, понимая, что могут быть задержаны и против них готовы применить силу, то очевидно, что протестный потенциал налицо.
«Несмотря на данные социологов, которые вроде бы фиксируют низкий проценты людей, готовых выходить на улицу, мы видим, что достаточно высокое социальное напряжение в стране сохраняется, а протест становится все моложе и моложе, — добавил он. — Это важный признак эпохи. По сравнению с предыдущими годами сейчас в авангарде протестного движения появляются совсем молодые люди. В общем, намечается конфликт «отцов и детей».
Как представляется политику, одной из основных особенностей акции в Москве стало то, что власть в этот раз «делегировала право на насилие военизированным группировкам своих сторонников»: «Если на предыдущих акциях силовое противодействие оппозиции оказывали сотрудники полиции и Росгвардии, других официальных структур, то сегодня мы видели фактически гражданскую конфронтацию на Пушкинской площади, когда полиция координировала свои действия с силовыми группировками – ряжеными казаками, НОДовцами и так далее».
По оценке Илья Яшина, это очень опасная для государства тенденция: «В принципе, она показывает коррозию государственных механизмов. Это первый признак развала государства, об этом в учебниках написано. Когда полицейские функции берут на себя частные граждане, не имеющие никаких официальных полномочий, и используют при этом спецсредства – нагайки, палки – это фактически означает, что власть провоцирует гражданскую конфронтацию. Это очень опасные игры, потому что провоцирование столкновения между людьми на улицах городов в конце-концов может выйти из-под контроля, за что ответственность, несомненно, будет нести действующая власть.
На взгляд политика, акция показала, что в России есть несогласные, и их довольно много.
«Далеко не все готовы мириться с фактической коронацией Владимира Путина и его претензией на то, чтобы править до конца жизни. Есть очевидная тенденция, свидетельствующая о том, что люди, особенно новое поколение россиян, не хотят с этим согласиться и подвергать себя опасности, чтобы продемонстрировать свою позицию», — резюмировал он.
В свою очередь, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников заметил, что география протестов расширяется и что протест на самом деле «никуда не исчез». Правда, как ему видится, это не меняет ситуация в целом, и нынешнее протестное движение не может стать многомиллионным по объективным причинам.
«Все идет предсказуемым образом, — подчеркнул он. — По-прежнему очень активна молодежь. Но это опять же не говорит, что молодежь в целом по стране политизирована… Это как раз активное меньшинство».
Помимо того политолог считает тревожным звонком то, что у власти появляются поощряемые добровольные помощники в лице «Молодой гвардия» «Единой России», НОДа и «казаков»: «Эти люди уже реально принимают участие в задержаниях, помогают полиции. Это крайне неприятный феномен, когда власть приобретает таких союзников. Она поощряет абсолютно незаконную активность некоторых организаций, что очень плохо».
С точки зрения Андрея Колесникова, это радикализирует ситуацию, и дальше подобные конфликты будут все более и более жесткими.
Фото — Голос Америки