Массовые акции протеста могут возникнуть на фоне низкой легитимности властей. В этом случае вопрос становится чисто техническим: необходим умелый, правильно направляющий движение человек, а такой обязательно находится.
В пресс-клубе «Блиц Инфо» директор Института Кавказа Александр Искандарян, комментируя возможное развитие событий в сложившейся в нашей стране политической ситуации, отметил: «Если предположить, что 8 мая РПА действительно проголосует так, как обещала, то Никол Пашинян станет премьер-министром в условиях парламента, в котором большинство составляют республиканцы. Если даже Пашинян заручится поддержкой депутатов от РПА, все равно, он будет вынужден создать коалиции, достичь договоренности с блоком Царукян и АРФ Дашнакцутюн, и если нынешний парламент останется, то он будет вынужден выполнять эти договоренности. А это проблема. Следовательно, необходимы новые парламентские выборы. А для этого необходимо внести изменения в Избирательный кодекс. Законодательство необходимо изменить так, чтобы выборы прошли на условиях новой власти. С этой целью необходимо убедить нынешний парламент принять эти решения»,- отметил господин Искандарян, подчеркнув, что с улицы давление может быть бесконечным.
Говоря о формировании новой власти, господин Искандарян отметил, что это должно произойти как в очень короткие сроки, пока ресурс Никола Пашиняна не стал меньше, а его ресурс – это широкая общественная поддержка. Искандарян отметил, что одним из возможных проблем может стать кадровый вопрос: «У Пашиняна мало запасных игроков, и мы знаем, кто они – близкие Пашиняну люди, которым удалось направить активность митингов, однако вопрос в том, сумеют ли они осуществить управленческие функции. У господина Пашиняна нет институционализированной власти: конечно, у них есть специалисты для того, чтобы организовать митинги, при этом сам Пашинян также в этом деле талантлив и успешен. Однако здесь необходим иной ресурс: влиятельные люди, региональные ресурсы. Все это отсутствует, следовательно, необходимо создать за короткое время. И именно этот процесс мы будем наблюдать в ближайшее время».
Господин Искандарян добавил, что в нижестоящих и средних звеньях власти существенных изменений не будет, а в высших эшелонах обязательно необходимы новые люди. По его словам, если бы Пашинян имел серьезную партию и теневое правительство, то было бы понятно, откуда придут это люди. Поскольку этого нет, то пополнение будет осуществляться на основе случайности, подчеркивая представителей бывшей власти, в свое время изменивших свои политические убеждения, последователей движения и так далее.
На вопрос, сможет ли подобное правительство эффективно работать, Искандарян отметил: «Не знаю, как будет в будущем. В мире таких случаев было много, когда ситуация становилась тупиковой, было множество переворотов, как в Мексике, например. Однако были случаи, когда правительства работали, не будем далеко уходить – Армения в 1991 году. Люди определенных кругов пришли к власти и сформировали политическую элиту. Поживем, увидим».
На вопрос, в чем секрет бархатной революции Никола Пашиняна, господин Искандарян ответил: «Во-первых, я бы не назвал ее пашиняновской и во-вторых, как политолог, я с большой осторожностью употребляю слово революция. Последние события имели одну основную причину: это низкий уровень легитимности. Власти так и не поняли, что с низким уровнем легитимности невозможно бесконечно существовать. Они думали, что если научатся организовывать выборы, то смогут жить вечно. Рано или поздно это должно было произойти. Массовые акции протеста могут возникнуть на фоне низкой легитимности властей. В этом случае вопрос становится чисто техническим: необходим умелый руководитель оппозиционными движениями, а такой всегда находится».
Шушан ТЕВАНЯН