Менее недели занимающий пост премьер-министра Армении Никол Пашинян совершил свой первый зарубежный визит. Это был рабочий визит в Россию для участия в саммите ЕАЭС, а также для проведения двусторонних встреч с руководителями стран-членов организации.
Режущий глаза «политико-генеалогический» контраст не помешал новому премьеру, чтобы по большому счету за одним столом без какого-либо дискомфорта представить Армению постсоветским вождям, которые властвуют со времен, когда, скажем, вице-премьеры Армении были еще несовершеннолетними. Несовершеннолетним был и он сам – Никол Пашинян, а наш самый молодой министр даже не родился, когда, скажем, Нурсултан Назарбаев был назначен первым секретарем Компартии Казахстана, и с этого дня он правит по сей день.
А приправленная бессмысленной и бездушной лексикой «партхозактива» вся атмосфера повторяется от встречи к встрече, что больше напоминает ритуал или же постановку произведения русского классика Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», каждый раз выставляя напоказ, насколько эти люди далеки от тех, кем они руководят годами, а то и десятилетиями, насколько они далеки от 21-го века, и насколько они неадекватны.
«Хотел бы отметить, что в целом Евразийский экономический союз развивается весьма динамично», — заявил на саммите В.Путин и в качестве якобы обоснования добавил: «Так, например, в 2017 году валовой внутренний продукт стран-участниц вырос на 1,8 процента, промышленное производство увеличилось на 1,7 процента, а сельскохозяйственное – на 2,5 процента».
Понятно, что у Никола Пашиняна, который принудил к отставке правительство Сержа-Саргсяна-Карена Карапетяна, заявившее о 7,5-процентном росте за тот же год, подобная «весьма динамичная» картина не может вызывать иных ассоциаций, кроме как с той же властью, которой больше нет.
Однако, ясно также, что унаследовав погруженное на протяжении двадцати лет в такое болото страну, новой власти, которая в условиях парламентского правления не имеет даже парламентского большинства, но имеет ситуацию «ни войны, ни мира» с Азербайджаном, вооруженным до зубов нашим «стратегическим союзником», ничего другого не остается говорить, как сказал господин Пашинян: «Я подтверждаю полную приверженность Республики Армения международным обязательствам, в том числе в рамках Евразийского экономического союза».
Однако, из этого не следует, что все в порядке, и остается лишь «дальнейшее развитие и углубление» того, что просто не может ни развиваться, ни углубляться именно по причине тех же системных пороков, которые душили и обескровливали Армению, доведя на 27-ом году ее Независимости до новой революции. С другой стороны, это реальность, с которой не может не считаться наше молодое правительство. И ясно, что дважды в год участвуя этом «ритуале», не нужно ждать большего чем то, чтобы уберечь страну от внешнего вмешательства, чтобы системные реформы стали реальностью. Ясно также, что времени не так уж и много, и общенародный мандат имеет и может иметь только временный характер. Ведь коррупционные системы не демонтированы, целые отрасли остаются в руках монополистов, чья бухгалтерия недоступна государственным органам Армении, имеем, мягко говоря, проблематичные судебные, следственные органы, органы прокуратуры. И да, уже «бывшие» еще некоторое время будут пребывать в шоке, но не нужно надеяться, что это будет длиться долго.
«Никто никогда не ставил, и думаю, что не будет ставить под сомнение стратегическую важность армяно-российских отношений», — заявил премьер-министр Никол Пашинян на встрече с президентом РФ.
Итак, «стратегическая важность». Да, это неопровержимо, но весьма многозначительно. С точки зрения рациональной политики это неопровержимо, пока Армения не урегулировала свои отношения с Турцией и Азербайджаном, а Грузия не вступила в НАТО, пока Россия ведет ту региональную политику, которую ведет, а Запад не проявляет особых намерений приложить усилия по противодействию ей и ее сдерживанию, пока Европа сама думает, как днем раньше освободиться от ограничений и санкций в отношениях с Москвой, а строительство «Северного потока-2» обсуждает «не краснея». Да, такова реальность!
И пока политически активная публика Армении в своей значительной части занята обсуждениями того или иного высказывания, удачного или неудачного, допущенного в прошлом тем или иным новоназначенным министром, и уже даже стала забивать камнями и «обмывать косточки», то становится очевидным одно: время начало свой обратный отсчет. Молодому правительству дан небольшой промежуток времени на необратимый слом старой системы, на необратимое внедрение реальных механизмов сдержек и противовесов, транспарентности, обратной связи.
Следовательно, «стратегическую важность» имеет свобода рук, которой может обеспечить себе новое правительство, пока не столкнулось с альянсом противников перемен изнутри и снаружи. И не нуждается в доказательстве, что возможно противодействовать тому, что снаружи, когда подстрахован снутри… А без скорейшего изменения внутренней «матрицы» это почти нерешаемая задача. А без досрочных выборов – просто нерешаемая. А до этого – да, пока что ритуал и «стратегическая важность».
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
15.05.2018г