Нет никаких сомнений в том, что имидж Армении повысился, она оказалась в центре всеобщего внимания и рассматривается в качестве модели для других обществ или стран. Но все это – одно дело, а конкретные инвестиционные планы – другое. У инвесторов иные критерии, и здесь приоритет, конечно же, отдается проблеме среднесрочной перспективы. Конечно, если правительству удастся обеспечить нынешние темпы роста и предотвратить спад, это уже можно будет считать успехом, но удовлетворит ли это общественность, которая ожидает ощутимого эффекта?
Слои общества, конечно, различны: бизнесмены, например, ожидают упрощения условий, и это вполне возможно в краткосрочной перспективе, но есть и другая часть, чьи ожидания, так сказать, находятся в социальной сфере. И для их удовлетворения необходимы инвестиции, либо прямые, либо косвенные, в том смысле, что крупные работодатели должны повышать заработную плату за счет своих доходов или прибыли, без интенсификации труда. В конце концов, не в классическом смысле, это тоже инвестиции, которые уже имеет другую, политическую логику, а проблема находится не только в плоскости привлекательности бизнес-среды или стабильности. Но здесь тоже может прорисоваться интересное решение, которое находится не только в правительственном поле.
На днях работники трех компаний в Армении устроили забастовку, требуя повышения заработной платы и соблюдения их трудовых прав. Речь идет об Араратском цементном заводе, принадлежащем семейству Гагика Царукяна, Агаракском медно-молибденовом комбинате и Араратской золотоизвлекательной фабрике. Несомненно, что это дух бархатной революции, так сказать, вторая волна, и если за ней последует цепная реакция, сетевое продолжение, таким же образом, как это произошло во время общенародного гражданского неповиновения, то мы можем получить новую ситуацию и новый слой революции, с довольно примечательными экономическими и политическими проявлениями.
Арам АМАТУНИ
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»