Одной из причин революции было то, что власть потерпела сокрушительное поражение в ходе пропагандистской войны. Выяснилось, что ответственные за агитацию лица безнадежно отстали от жизни и находились под влиянием стереотипов, сформировавшихся в 1970-е годы. Приведу простой пример.
10-минутные выступления президента, которые Баграмян-26 принуждал полностью показывать по всем телевизионным каналам, имели даже не нулевой, а отрицательный пропагандистский эффект. Официальным представителям казалось, что тем самым граждане, которые смотрят такие выступления и репортажи, начнут любить власти и ценить сделанную ими работу. Но эффект оказывался прямо противоположным, независимо от того, насколько правильным или неправильным было то, что говорилось в выступлениях или репортажах, люди злились еще больше и наполнялись ненавистью. Причина проста, потому что это была «обязаловка», весь вечер крутить по 6-7 телеканалам одно и то же, это создавало впечатление настоящего брежневского застоя.
И, наоборот, любой статус в Фейсбук, в котором говорилось о 50-процентой доле брата президента в любом крупном бизнесе, имел огромный пропагандистский эффект. Хотя это утверждение было преувеличено, почти все в него верили. Такой «статус» или комментарий в интернете удостаивается бурного одобрения по той причине, что оно спонтанное, не навязывается, отражает общественные настроения. А глобальная причина в том, что в Армении люди верят интернету больше, чем телевидению. Сейчас любой человек и любой сайт могут спокойно выйти в прямой эфир и показать интересное для них или людей событие.
Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но в контексте этой темы важно иное, то, что официальные пропагандисты не учли эту изменившуюся ситуацию, им казалось, что «поприжав» телеканалы и навязывая пропаганду в брежневском стиле внушительно, они укрепляют власть.
Сейчас и Пашинян очень часто мелькает в эфире. Но никто не принуждает показывать его, премьер-министра показывают, поскольку он интересен телезрителям. А интересен по той причине, что он на самом деле стал премьер-министром по воле народа.
Но если через один-два месяца с Баграмяна-26 позвонят в какую-либо телекомпанию и скажут, что Шармазанова не следует приглашать в эфир, и эфир следует обязательно предоставить кому-либо из власти, это будет означать, что ничего не изменилось. Надеюсь, этого не произойдет.