Лента новостей
Новости дня

Есть серьезные предпосылки для становления новой Армении

19 мая,2018 21:22

Собеседница «Аравот» — эксперт Армянского центра демократии безопасности и развития Марта Айвазян

– Для начала хотелось бы узнать Ваше мнение о событиях, которые произошли в Армении за последние недели. Чем вы объясните победу бархатной революции Никола Пашиняна? Многие называют акции неповиновения и протеста пробуждением и считают случившееся серьезным фундаментом на пути становления новой Армении. Вы согласны с этим?

– Самое главное, что произошло в Армении за последние недели, на мой взгляд, это то, что мы с психологической точки зрения смогли окончательно избавиться от негативного наследия СССР, завершить начатый еще в 1988 году процесс, восстановить достоинство гражданина РА и его гражданское сознание. Все это стало возможным благодаря смене поколений, которое стало стимулом для национального пробуждения и либерализации мышления общества.

Давайте вкратце поговорим о некоторых предпосылках и причинах исключительной по своей методологии и мирному ходу армянской бархатной революции. С одной стороны, разрушенная экономика, социальное, правовое и экономическое неравенство, отчаяние и эмиграция, а с другой – потерявшая чувство реальности, виновная в сложившейся ситуации РПА — во главе с Сержем Саргсяном и сросшаяся с властью группа олигархов, которая, в результате продлившегося два десятилетия беззакония овладела 80 процентами национального богатства. В то же время, на протяжении многих лет, в частности, начиная с 2008 года, ставшие регулярными массовые акции протеста и неповиновения – против сфальсифицированных выборов и других проблем, хоть и не привели к смене власти, но значительно поспособствовали формированию нового поколения, свободного от характерных для советского человека страхов и комплексов, бесстрашно борющегося за свое будущее и за свои принципы. В условиях существования двух параллельных реальностей, занимающий на протяжении 10 лет должность президента С. Саргсян нарушает данное им слово и избирается парламентом на пост премьер-министра, тем самым представляя заявку на постоянное руководство страной. Этот шаг С. Саргсяна не только стал поводом для новой волны общественного недовольства, но и поставил под удар всю правящую систему – во главе с РПА.

В создавшейся ситуации для формирования всенародной революционной волны против власти необходим был лишь лидер, отражающий ожидания и стремления общества и готовый на самоотверженную борьбу. Именно таким лидером и стал Никол Пашинян, который, имея большой опыт оппозиционного деятеля и учитывая все ошибки, сделанные в ходе предыдущих движений, сумел вместе со своей командой и опираясь в основном на потенциал молодежи, сделать шаги, которые максимально объединили армянское общество не только в Армении, но и во всем мире. Необходимо отметить также, что президент РА Армен Саргсян, являющийся носителем совершенно иной политической культуры, в процессе событий своей нейтральной и уравновешенной позицией продиктовал определенную сдержанность РПА. В результате объединения всех этих предварительных условий и факторов у нас сегодня есть новое правительство, возглавляемое выдвинутым народом и под гражданским давлением избранным Национальным Собранием кандидатом. Конечно, пока еще очень рано говорить о победе революции, более того, самое трудное еще впереди, однако, несомненно, мы стали свидетелями национального пробуждения и появления серьезных предпосылок для становления новой Армении.

– Лояльность России по отношению к армянской революции довольно много обсуждалась, как в нашем обществе, так и в экспертных кругах и средствах массовой информации. Почему Москва проявила подобную сдержанность по отношению к событиям в Армении?

– На мой взгляд, лояльность России была обусловлена следующими факторами: во-первых, как неоднократно заявлял Никол Пашинян и представители его команды, инициированная ими бархатная революция носила исключительно внутриполитический характер, не была обусловлена внешним воздействием или вмешательством, преследовала цель фундаментально изменить руководящую в течение последних 20 лет антинациональную, политико-экономическую  преступную систему, в то же время оставив неизменной основные векторы внешней  политики Армении, в том числе и отношения Армении с Россией, участие нашей страны в ЕАЭС и ОДКБ.

Следовательно, для России эта революционная волна непосредственной угрозы не представляла в Армении и на Южном Кавказе в целом. Беспрецедентные масштабы акций протеста и других действий неповиновения, вовлеченность всех слоев общества, всех возрастных групп, и особенно молодежи, а также волна протестов в армянских общинах по всему миру явно продемонстрировали Москве степень ненависти, накопленную в течение многих лет против Сержа Саргсяна и РПА.

Несомненно, от внимания наша общественности, а также Москвы, не ускользнуло напоминание событий 1 Марта Сержем Саргсяном и угроза их повторения, что косвенно поставили под удар и РФ тоже. Беспрецедентным было также внимание международной прессы к происходящим в Армении процессам, мировые СМИ освещали армянские события, не упуская ни одной детали. Необходимо учесть также наличие у России проблем на международной арене, доходящая до враждебности напряженность в отношениях с Западом, политические и экономические последствия международных санкций и так далее.

Основной из причин такой ситуации является именно вмешательство РФ во внутренние дела бывших советских республик – Украины, Грузии. В этих условиях и с учетом того, что в России должен состояться Чемпионат мира по футболу, вмешательство РФ и оказание поддержки Сержу Саргсяну было маловероятным. Это бы однозначно придало новый импульс напряженности между Россией и Западом и подняло бы новую волну антироссийских настроений в Армении.

– Во внешнеполитических вопросах Никол Пашинян несколько раз дал четко понять, что резких поворотов не будет. В частности, может ли при новой власти быть эффективной политика Армении в ЕАЭС и ОДКБ, если учесть тот факт, что в последние годы эти структуры неоднократно и заслуженно критиковались нами?

– На мой взгляд, демократические реформы и положительные политические и экономические сдвиги, на основе которых буду созданы условия для ведения самостоятельной внешней политики, можно будет, во-первых, нейтрализовать некоторые опасности и негативные проявления, связанные с членством в ОДКБ и обусловленные напряженностью в отношения Россия-Запад, имперскими амбициями Росси и слабостью Армении, а потом уже эффективно работать, иметь соответствующее нашим национальным интересам сотрудничество. В любом случае, учитывая ситуацию на международной арене и политическую ситуацию в нашей стране, Армения в данный момент не имеет альтернативы и должна по мере возможности пользоваться всеми теми организациями, в которых состоит, включая ЕАЭС и ОДКБ.

– Со стороны ЕС, США, НАТО прозвучали положительные импульсы о готовности развивать отношения с правительством Армении. Видите ли Вы новые возможности для углубления отношений с Западом, и в каких условиях можно придать новое качество этим отношениям?

– Несомненно. У нас есть разные рамки для сотрудничества с этими структурами, с США и другими странами мира. В последние несколько лет международный имидж Армении сильно пострадал, снизились международное доверие и интерес к нам. Необходимые условия для придания нового качества международным отношениям РА. Этими условиями являются укрепление суверенитета Армении, осуществление политических, правовых и экономических реформ, искоренение коррупции, укрепление демократических институтов и так далее. Необходимость всего этого озвучивается на протяжении многих лет, однако только бархатная революция, в результате которой резко изменилось отношение международного сообщества по отношению к Армении, предоставила нам реальную возможность добиться всего.

–  Парламентское большинство объявило себя оппозицией, а исполнительная власть рассматривается как правительство меньшинства. Понятно, что это довольно сложная, если не говорить – полная опасностей ситуация. Какой Вы видите развязку с целью избежания внутриполитического кризиса?

– По сути, нашу нынешнюю исполнительную власть даже правительством меньшинства нельзя назвать в классическом смысле этого определения, скорее всего, это революционное или переходное правительство, а парламентское большинство – это контрреволюционное ядро, в любой момент и в разных плоскостях готовое к «нападению», оно не только является большинством в НС и может сорвать любую законодательную инициативу команды Пашиняна, но и имеет в своем распоряжении огромный административный и финансовый ресурс.

Очевидно, что досрочные парламентские выборы – это единственный путь избежать углубления внутриполитического кризиса, сохранить революционные достижения и закрепить их в правовой плоскости, что также обеспечит дальнейшее стабильное развитие Армении. Однако, маловероятно, что РПА согласится на проведение досрочных выборов. Они могут не утвердить программу правительства Н. Пашиняна, и в ходе очередных выборов премьер-министра попытаются обеспечить избрание предпочтительного для них другого кандидата, или же утвердят программу, и в течение ближайшего года, использовав все рычаги, попытаются провалить действия правительства, скомпрометировать оппозицию и в определенный момент, в совершенно других условиях, попытаются вернуть власть.

Таким образом, несмотря на то, что сейчас развязка еще не обозрима, очевидно, что ситуация требует от нового правительства четкой, реалистичной программы и резких действий по оздоровлению исполнительного органа, в частности, правоохранительных, судебных и избирательных органов — путем нейтрализации влияния бывших властей и укрепления своих позиций. Только сильное, пользующееся поддержкой общества временное правительство может уравновесить прежнюю власть и по возможности без потрясений обеспечить проведение досрочных выборов.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «Аравот»
16.05.2018г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать