Армянские школы и вузы, несомненно, партиизированы и республиканизированы. Директора и ректоры учебных заведений для решения личных и, почему бы и нет, частично и проблем своих учреждений становились членами правящей партии, что позволяло им быть не особенно щепетильными в вопросах законности и получать определенные привилегии. По указанию или увещеванию руководства также становились республиканцами преподаватели и студенты. Партийный билет открывал перед ними возможности учебной и трудовой карьеры. Это были, конечно же, крайне негативные явления, дискредитирующие педагогов и влияющие на качество образования.
Но теперь, когда сменилась власть, прилагать усилия по де-республиканизации учебных заведений, мне кажется бессмысленным. Директора и сами ректоры быстро сориентируются и покинут бывшую правящую партию, поскольку членство в РПА не только не принесет им пользу, но и навредит. Вслед за ними партийные билеты сдадут также учителя, лекторы и студенты. Честно говоря, я не верю, что кто-то пожелает или будет в состоянии помешать этому процессу, говоря, «подождите, не торопитесь, мы вернемся». Даже если подобное и будет сказано, я не думаю, что какой-либо учитель поверит в возможность такого фантастического сценария. И если кто-то хочет остаться в РПА, это его личный выбор. В равной степени неприемлемо как принуждение вступать в РПА, так и силой отрывать от РПА. Мои опасения не в том, что школы и вузы останутся республиканскими. Подобное, на мой взгляд, исключено.
Мои опасения относятся к тому, что образовательные учреждения начнут «ГэДэ-изироваться», (ГД – партия «Гражданский договор») младореспубликанцев сменят карьеристы младогэдэшники, Молодежный фонд возглавит гэдэшный «Карен Авагян», и образовательная карьера будет зависеть от наличия их партийного билета. Я очень надеюсь, что этого не произойдет, но любая партийная активность, любое давление со стороны министра или правительства постоянно дает место для подобных сомнений.
Конечно, коррупция в учебных заведениях есть, но она несравнима с той коррупцией, которая существует в налоговых, таможенных, следственных органах и полиции. Злоупотребления в этих государственных учреждениях действительно достигли таких масштабов, которые угрожают национальной безопасности, и естественно, что ими должна заниматься СНБ. А собиранием денег для директоров или учителей, чтобы, скажем, подарить им кольцо, этим вопросом может заниматься полиция. И помимо всего этого, основной порок наших школ и университетов – не коррупция. Главный вызов в том, чтобы перейти от старой советской системы образования к современной европейской системе.