Эксперты считают, что призыв России к выводу иностранных войск из Сирии может стать поворотным моментом в отношениях с Тегераном, передает Голос Америки.
Некоторые специалисты считают, что недавний призыв России к выводу иностранных войск из Сирии может стать поворотным моментом в ее непростом альянсе с Ираном, однако другие аналитики убеждены, что это партнерство будет жить еще долго.
«С началом политического процесса в его более активной фазе иностранные вооруженные силы будут выводиться с территории Сирийской Арабской Республики», – сказал российский президент Владимир Путин после встречи с сирийским коллегой Башаром Асадом в Сочи.
Спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев позже уточнил, что это касается и Ирана.
До сих пор две страны работали как довольно слаженный тандем: Россия предоставляла воздушную поддержку, а иранские силы вели сухопутные операции.
Как отмечает эксперт по Ирану из центра Eurasia Group в Вашингтоне Генри Роум, комментарии Путина «ни в коем случае не означают окончания российско-иранского альянса в Сирии, но это серьезное препятствие на их пути».
«Никаких сроков вывода иностранных войск обозначено не было, – добавил он. – Но примечательно, что Кремль позже не пошел на попятную и не смягчил тон».
Иранские власти отреагировали раздраженно.
Официальный представитель МИД Бахрам Гасеми сказал журналистам: «Никто не может заставить Иран сделать что-то против воли».
По мнению аналитиков, Россия движима опасениями, что сирийский конфликт может вылиться в еще более кровавую войну между Ираном и Израилем.
Обеспокоенный присутствием такого количества иранских сил на севере, Израиль в последние недели провел серию авиаударов по позициям Ирана в Сирии.
Россия – единственная страна, имеющая тесные связи с обоими государствами, и считается, что она играет важную роль в сдерживании потенциального конфликта между ними.
«Россия балансирует между двумя разными региональными союзниками», – отмечает Джулиен Барнс-Дэйси из Европейского совета по международным отношениям.
По его словам, заявление России о выводе иностранных войск было призвано показать Ирану, что его влияние не безгранично.
«Но им будет крайне сложно добиться этого», – добавил он.
Иранские вооруженные силы глубоко укоренены в Сирии, и Тегеран опасается, что Россия попытается вытеснить его из страны, пожиная все плоды реконструкции в одиночку.
«Иран вел и до сих пор ведет очень тяжелую войну и в обмен рассчитывает на долгосрочные уступки в плане энергетических контрактов и так далее», – отмечает Роум.
По его словам, в Тегеране пришли в ужас, узнав, что российские и турецкие компании выигрывают тендеры вместо иранских. Еще больше его испугало то, что Россия, судя по всему, дала Израилю зеленый свет на авиаудары по иранским позициям.
Иранские аналитики считают, что предполагаемые разногласия преувеличены, и что Иран не заинтересован в долгосрочном присутствии в Сирии.
«Иранцы нормально относятся к тому, чтобы покинуть Сирию», – отметил политолог из Тегеранского университета Мохаммад Маранди.
«Изначально их там не было, и если бы американцы и их союзники не устроили в Сирии такое безобразие, их бы и сейчас там не было», – добавил он.
Фото — Голос Америки