Собеседник «Аравот» — посол президента Армении
по особым поручениям в 1992-95гг
Давид Шахназарян
— Господин Шахназарян, в 1992-95гг Вы были послом президента по особым поручениям, основным переговорщиком по Нагорно-Карабахскому урегулированию, как в Минской Группе ОБСЕ, так и в других форматах. Озвученные новым правительством Армении заявления по Арцаху были восприняты неоднозначно. Министр обороны РА, первый и второй президенты РА дали свои оценки. Какое у Вас мнение?
— Я не буду комментировать эти заявления, поскольку во всех трех заявлениях были политические цели. Что касается оценок нового правительства, то да, действительно, были разные мнения со стороны международных экспертов и Азербайджана, но ничего необратимого не произошло, и второе, заявления министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна в Национальном Собрании были реалистичными.
— Тем не менее, ожидалось, что в переговорном процессе будет определенная активность, однако в Армении поменялось правительство, прозвучали заявления о переговорном процессе, из Азербайджана ответили на них. Хотелось бы, чтобы Вы более детально ответили, поскольку Вы очень хорошо знаете переговорный процесс, проводите встречи с сопредседателями Минской Группы, поддерживаете постоянную связь с Владимиром Казимировым. Господин Шахназарян, насколько опасной является ситуация для армянской стороны, каким должно быть поведение Армении в этой ситуации?
— В Нагорно-Карабахском конфликте есть много компонентов, каждый из которых, в свою очередь, имеет много слоев. Ваши вопросы, так же, как и обсуждения в обществе касаются в большей степени двух составляющих – переговорного процесса и военной безопасности. Ваш предыдущий вопрос также касался только верхнего слоя одной из составляющих Нагорно-Карабахского конфликта.
— О каких составляющих идет речь?
— Не все составляющие подлежат публичному обсуждению, тем более — их слои. Полная концепция Нагорно-Карабахского конфликта должна быть основана на этих составляющих, и в общей концепции, во всех составляющих необходимо закрепить тактические и стратегические задачи и цели, а также необходимо по всем направлениям вести гармоничную, взаимосвязанную работу.
Учитывая заявления и импульсы из стран-посредников и Баку, а также высокую политическую активность во внешней политике Азербайджана на данном этапе, заметно, что все спешат. Очевидно, что геополитические и региональные процессы сказываются на Нагорно-Карабахской проблеме, и этого более, чем достаточно. Возможно, в предстоящих переговорах по карабахскому урегулированию Армению будут ждать «неожиданности».
Учитывая новые возможности, Армения должна вести инициативную политику, в первую очередь, именно в Нагорно-Карабахском переговорном процессе, для чего созданы серьезные предпосылки, поскольку в Армении создано новое правительство, имеют место новые глубинные реалии. Необходимо действовать так, чтобы переговорный процесс не был, так сказать, в поле Азербайджана, по продиктованным Баку повестке и правилам, а армянской стороны. Но отмечу, что длительного времени нет, нужно действовать быстро. Существенно возрос международный авторитет Армении. Тем самым, в силу сложившихся новых реалий добавились новые составляющие в Нагорно-Карабахскую проблему, и Армения способна и обязана проявить инициативность в переговорном процессе.
Говоря о переговорном процессе, я не имею в виду только формат Минской Группы ОБСЕ. Это очень важный, но, тем не менее, лишь один слой переговорного компонента.
— Несмотря на то, что Вы отметили, что не обо всех компонентах можно говорить публично, тем не менее, об одной составляющей хочу спросить. Что означает активность Азербайджана со стороны Нахичевана? Инженерные работы ведутся сугубо по пропагандистским соображениям, или же это подготовительные работы по реализации агрессивных замыслов?
— Азербайджан ведет политику по непрерывному росту напряженности на границе Армения-Нахичеван. Таким образом преследуется цель выдвинуть параллельно Минской Группе ОБСЕ другой переговорный формат – с участием Турции. По другим подробностям пока что воздержусь от публичных высказываний. Кстати, добавлю, что в Азербайджане, внутри власти, ведется острая, бескомпромиссная борьба за ключевые должности.
— Мы отметили об открывшихся новых возможностях для Армении, о необходимости вести инициативную политику, во внешней политике с какими сложностями может столкнуться Армения?
— Конечно, самым важным и самым сложным вопросом является карабахский конфликт. Я уверен, что Грузия, Иран, ЕС, США и по другим политическим направлениям серьезных сложностей не будет. Но у меня есть определенная обеспокоенность по поводу отношений Армения-Россия. Отношения с Россией чрезвычайно важны для Армении, Москва играет решающую роль в вопросе Нагорно-Карабахского урегулирования. Армяно-российские отношения никогда не были простыми, и Россия не только ограничивается Кремлем, есть многочисленные государственные и негосударственные институты, которые имеют влияние на Кремль. Россия хочет видеть в Армении понятное и предсказуемое для себя правительство.
Добавлю, что в успехах и эффективности нового правительства, я убежден, в Армении заинтересованы все без исключения, в том числе и являющаяся сейчас единственной оппозицией Республиканская партия.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
30.05.2018г