Вчера в Ереване состоялось заседание Межгосударственного совета СНГ по противодействию коррупции, и в качестве председателя был избран генеральный прокурор Армении Артур Давтян. Кстати, участников заседания принял также премьер-министр Никол Пашинян. Если мы исключим имя-фамилию Никола Пашиняна и перенесем эту информацию в март 2018 года в Армении, то в лучшем случае вниманием к ней может быть только ирония или улыбка. Понятно, по какой причине.
СНГ – это пространство, где коррупция – не проблема, порок или мишень для борьбы, а образ жизни для правящих систем, ответственных за государственное управление в различных сферах, включая правоохранительные органы. Однако в июне 2018 года картина в Армении отличается, потому что здесь мы уже имеем дело с Арменией, где на практике ведется борьба с коррупцией, где уголовные дела возбуждаются по теме незаконного обогащения не только против разных представителей прежней системы, но и в отношении семьи брата экс-президента. Однако и здесь появляется улыбка, потому что Армения – уже проводящая практическую и масштабную борьбу с коррупцией Армения, является членом структуры или сообщества, где коррупция продолжает оставаться образом жизни, опорой и основой правящих систем.
В этом смысле Армения должна быть де-факто вне СНГ или, по крайней мере, выйти из него, потому что, что и каким образом может чего-то добиться в этой организации государство, которое своей жизненной философией принципиально отличается от других. И здесь мы приходим к вопросу, который после бархатной революции в Армении тем или иным образом циркулировал и циркулирует в связи с противоречием между Арменией, проводящей демократические реформы, борющейся с коррупцией, стремящейся к закону и праву, свободным выборам и благодаря им смену власти, и пространством Евразии.
Может ли Армения, демократизирующаяся, имеющая легитимную власть, обладающая избирательной системой, позволяющей производить смену власти, Армения права и гражданственности, быть членом ЕАЭС, являться союзником России или быть зоной ее влиянием или ответственности? С чисто аксиоматической точки зрения это очень сложная проблема, потому что кажется, что не может, потому что слишком различны структуры, мышление, ценности и прочее. Но проблема кроется не только в этой сфере, не только в плоскости системы ценностей. В конце концов, никто не держит Армению за руку и не запрещает бороться с коррупцией, устанавливать право и закон.
Однако современный, глобальный мир, и особенно в случае Армении, делает неизбежным партнерство в рамках различных интеграционных структур. А поскольку в случае с Арменией это ЕАЭС, по крайней мере, в качестве приоритета и доминанты, в юридическо-договорном аспекте, то проблема, естественно, рассматривается, прежде всего, в этом контексте. И дело здесь в том, что другие члены ЕАЭС, мягко говоря, не являются носителями демократических правовых систем.
Арам АМАТУНИ
Статью полностью можно прочитать в сегодняшнем номере газеты «Жаманак»