Известный российский политолог и публицист Лилия Шевцова, анализируя положение и действия российской политической элиты, проводит параллели с Османской империей. Она цитирует британского историка Арнольда Тойнби: «Оттоманская система пала, потому что она пренебрегла человеческой природой. Первая трещина прошла тогда, когда приближенные падишаха захотели повторить свою судьбу в своих детях», затем добавляет: «Уточню: смертельный удар по оттоманской империи нанесли ее верные «псы» — янычары, когда они приобрели вкус к собственности и торговле. А следовательно, к обогащению, что начало их отвлекать от защиты власти и государства. Впрочем, по той же причине пала и могущественная Спарта. Соединение репрессивного аппарата, власти и собственности оказалось гибельным для многих цивилизаций. Сегодня Россия оказывается перед аналогичным вызовом».
Госпожа Шевцова заключает: «Кремль, бетонируя подходы к власти, забывает, что бетон придется взрывать. А взрыв может разнести в клочья не только властную конструкцию, но и государство. Начавшийся в России процесс передачи государственных ресурсов в руки детей правящей элиты говорит о том, что она избрала свою судьбу. Скорее всего, она не может поступить иначе. А это уже диагноз и ее собственный приговор самой себе».
Многие уже оценивают так, что при уходе Путина в физическое или политическое небытие проблемой станет не то, что будет с российской властью, а то, что будет с российским государством.
Ряд западных экспертов также не видит будущего у российского государства в нынешних границах и нынешней форме, указывая на ее другую слабость. В частности, британский писатель и политолог Эдвард Лукас видит много параллелей у нынешней России с Австро-Венгерской империей и отмечает, что насильственно унифицируя чрезвычайно разнообразную страну, Путин наподобие чрезвычайно властолюбивого императора Франца-Йосифа не думает о будущем страны.
Отметим, однако, что для Габсбургов так и остался недосягаемым тот уровень бессмысленного и беспощадного воровства, который преодолели голодные люмпены из чекистской касты, километрами далекие от аристократизма и рыцарских традиций Вены…
Судьбу русских оставим русским, будь она «османская» или «австро-венгерская», но трудно в ней не увидеть экзистенциальный вызов для Армении и армян.
Армянская «традиционная» политическая мысль продолжает считать, что «наш стратегический союзник», сколько бы он в ценностном и функциональном отношениях все более ни уподоблялся монголам Средневековья, тем не менее, «будет нас защищать», «будет выполнять союзнические обязательства», поскольку «у нас с ними договор», а «присутствие российских войск гарантирует нашу безопасность». Даже армянские круги в США, которые принято называть как «армянское лобби», внутренне разделяют эти «традиционные» подходы.
Этот чрезвычайно тяжелый груз, который продолжает висеть на шее армянской политической мысли, тем не менее не воспрепятствовал тому, чтобы нас не подвел наш внутренний инстинкт. Пропитанная нравами «нашего стратегического союзника» и считающая их азербайджанскую партийно-комсомольскую «модификацию» своим «жизненным опытом» армянская «элита» последовательно повторяла те же самые шаги. В Армении так же сращивались власть, собственность и репрессивный аппарат, а 1-го марта 2008г мы увидели, что страж-янычар этих сращиваний ни перед чем не остановится – внутренние войска, криминальные банды, а также созданные и вооруженные «организованным» со стороны бывшего азербайджанского парткома «мобильные группы», согласно секретному приказу 0038.
Армению спасли два фактора: у нас нет нефти, и мы являемся политически однородным государством. И, повторим, оставив тяжелый груз «традиционной» политической мысли висеть у нас на шее, наш инстинкт нас не предал. Бархатная революция Армении отвела армянскую нацию от «османской» судьбы России – бескровно, ненасильственно, поставив перед фактом всех ее противников внутри страны и за ее пределами.
Сколько «замминистров» или мэров или других должностных лиц-«сынков» подало или еще подаст в отставку скоро? Сколько марзов, городов, сел были превращены в передающиеся по наследству феодальные поместья – со всеми самыми омерзительными проявлениями? Заметили? Считали? Процесс передачи сращенной власти и собственность чадам в Армении уже получал необратимый характер, а эмиграция приобретала массовые масштабы, просто хороня государственность.
Бесспорно, то, что делает сегодня новая власть, правоохранительные органы, хирургическим путем и исключительно на основе закона, раскрывая, вычищая-выскабливая и дезинфицируя всю системную мерзость – имеет жизненную важность и историческое значение для нашей государственности. Это обязательная внутренняя компонента нашей безопасности. Однако, вопрос остается открытым по части внешней компоненты нашей безопасности: мы отошли от «османской» судьбы России, но что мы будем делать после ухода Путина в небытие, ведь Путин не вечен. Каков наш «план В»?
Очевидно, что это те шаги, которые потребуются, когда Путина больше не будет, будь то физически или политически. Понятно также, что по прошествии десяти лет Запад удивительным образом так и не демонстрирует способность называть вещи своими именами, и в случае форс-мажоров будет вынужден иметь дело со свершившимися фактами, как в период распада СССР. Не нужно исключать, что Запад даже будет некоторых призывать «не нарушать стабильность», «поддержать российских реформаторов», которые к тому времени появятся и представятся таковыми.
Но нетрудно представить, что второй этап распада СССР, который неизбежен, будет еще более «грязным» и опасным, а также кровавым, чем первый, если внешние силы не сопроводят его действенным вмешательством. Однако, во всех случаях, эта угроза не больше, чем Россия нынешняя – в нынешних границах, влиять на которую – уже вне границ наших возможностей. Но наш долг в том, чтобы готовиться к завершению «постсоветской» эпохи и днем раньше быть готовым к эпохе «построссийской», куда войти можно только освободившись без «традиционных» камней на нашей шее и шеях потомков.
Формула Трампа — America First, напрямую проецируется на армянские реалии и армянской политической мысли диктует аналогичный подход – «Армения прежде всего», Armenia First, поскольку условно завтра никто нам даже слезу не вытрет. Мы отвергли «османскую» судьбу, нашу зависимость от нее и связанность с ней, и сейчас время рассчитывать последующие шаги, интеллектуально и институционально готовиться к тому, чтобы уберечь армянство «неоосманской» России от нового кровопускания, а спасшихся – от ассимиляции. Основная масса армянства России пока не воспринимает, что там оно будущего не имеет, будущее – только в Великой Репатриации в Армению и Арцах. Днем раньше! А это в первую очередь вопрос именно нашей национальной безопасности.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
10.07.2018г