На днях в Национальном оперном театре состоялась генеральная репетиция оперы Моцарта «Волшебная флейта» в присутствии приглашенных зрителей. Несомненно, это культурное событие, когда репертуар театра пополняется гениальным произведением Моцарта. Проделана колоссальная работа. Даже невооруженным взглядом можно заметить, что театр не останавливался ни перед одной трудностью. Хорошо осведомленный зритель рассказал, что благодаря Орбеляну Ереванский театр имеет единственную в регионе самую мощную в системе проекционную экранную систему, позволяющую использовать современные технологические сложнейшие решения, в данном случае –экранную анимацию в «Волшебной флейте», что является одним из важнейших факторов представления. Извесное армянскому зрителю применение анимации режиссером Паоло Мичике было довольно широким, оно акцентировало на себе больше внимание, чем, возможно, можно было использовать в оперной постановке. Напомним, что осенью 2017 года мы действительно наслаждались произведениями двух итальянских гениев – Верди и Микеланджело, синтезированных в виде классического искусства с новейшими технологиями. Возвращаясь к «Волшебной флейте» отметим, что в нашем театре эта опера была представлена лишь фрагментами, в 2006 году – в интерпретации аргентинского дирижера Факундо Агуди. Было запланировано также осуществить постановку. Были разговоры о том, что режиссер будет приглашен из Германии, дизайнер по сценическому свету – из Швейцарии… Однако это так и осталось обещанием.
«Волшебная влейта» никогда не представлялась на ереванской сцене, но в разные времена наши оперные певицы представляли арию Царицы ночи. В Ереванском театре остались верны либретто Эмануэля Шиканедера, написанному в конце 1700-х. В беседе с нами ведущий представление дирижер Арутюн Арзуманян, подтвердив сказанное, лишь добавил, что диалоги на немецком несколько сокращены. А для преодоления языкового барьера в театр был приглашен немецкий баритон Мкртич Бабаджанян. Напомним, что с певцом мы встречались в Шуши в 2017 году и в Ереванском оперном театре в опере Саро Степаняна «Сасунци Давид» с одноименной партией. А позднее – в «Тоске» Пучини с партией Скарпиа.
Фрагменты из «Волшебной флейты»
В беседе с нами режиссер Паоло Мичике отметил: «Я в Ереванском оперном театре во второй раз, и это замечательно, я удивляюсь с точки зрения не только освоения материала, но и исполнения оркестром, хором (главный хормейстер Карен Саргсян) за столь сжатые сроки».
Наш собеседник с улыбкой перечислил имена всех артистов, вовлеченных в оперу, начиная с Софьи Сардарян (Царица ночи), Перча Каразяна (Тамино) Джульетты Алексанян (Памина), Кима Саргсяна (Папагено) и до Алины Пахлеванян, Зограба Зограбяна, Рубена Нуриджаняна, Марины Деинян, Анны Мнацаканян и других. На замечание о том, что в последнее время на Западе тетральные представления часто осуществляются с применением новейших технологий – проекционных экранов, в формате 3D, не ставит ли это «вне игры» сценических художников, Паоло Мичике ответил: «Нет, конечно. Режиссеры, работающие в данном формате всегда консультируются со сценическими режиссерами. В опере «Волшебная флейта» художником-аниматором выступил Дэвид Брокколи. Отмечу также, что над дизайном костюмов работал Альберто Спиаци».
Самвел Даниелян
«Аравот» 03.07.2018