Собеседник «Аравот» — Чрезвычайный и полномочный посол Армении в Грузии
Рубен Садоян
– Господин Садоян, Вы вручили вверительные грамоты президенту Грузии Георгию Маргвелашвили 29 ноября прошлого года. Уже семь-восемь месяцев, как вы занимаете должность посла нашей страны в соседней дружественной стране, и несмотря на то, что это короткий срок с точки зрения подведения итогов, поскольку Вы ведете довольно активную деятельность, было бы интересно узнать, есть какие-то результаты за эти месяцы, которые являются результатом Вашей работы?
– Во-первых, я бы хотел отметить, что результаты, которых удалось достичь, мы достигли в результате командной работы. Часть этих работ видима, а о другой мы просто не можем говорить, исходя из особенностей нашей деятельности. Однако тот факт, что в течение первых пяти месяцев моей работы на этом посту состоялись четыре взаимных визита высокопоставленного руководства Армении и Грузии, является свидетельством тому, что армяно-грузинские отношения развиваются и еще будут разиваться, поскольку есть неиспользованный потенциал в самых разных сферах, а также политическая воля со стороны руководства двух стран.
Мне бы не хотелось говорить о достижениях посольства, но хочу сказать, в чем заключается основа моей деятельности в Грузии: это то, что любой гражданин Республики Армения в Грузии должен чувствовать себя защищенным – в лице посольства Армении в Грузии, чувствовать за спиной содействие и защиту Республики Армения. Знаете, что в прошлом году по количеству визитов в Грузию Армения занимала первое место с показателем 1.7 млн. и представьте, какие трудности возникают в связи с таким количеством посещений. Некоторые имеют разные проблемы, в решении которых необходима помощь посольства, и я могу с уверенностью сказать, что нам удалось достичь той планки, когда любой гражданин Республики Армения, обратившийся в посольство, получил полнейшее содействие. Ни одного письма не осталось без ответа, всего лишь необходимо обратиться в посольство Армении в Грузии.
– В каких областях своей деятельнсти Вы выделили вопросы, которые, как ожидается, будут урегулированы, каковы приоритеты посольства Армении в Грузии в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
– Наша деятельность действительно имеет так называемые столпы, первый из которых заключается в развитии и углублении отношений с дружественной Грузией и братским грузинским народом, создании условий для контактов между людьми, и мы уверены, что это лучший вариант для наших народов, чтобы наши народы, особенно молодое поколение больше и лучше узнали друг друга. Армяне и грузины очень похожи друг на друга — своим мировоззрением, менталитетом, бытом, восприятием жизни, и это лучший стимул для установления основанных на общности более тесных связей и контактов между двумя народами. В этом направлении мы уже работаем на протяжении месяцев, и я должен отметить, что есть ощутимые результаты. Вторая важная задача в нашей деятельности, как я уже отметил, служить приезжающим в Грузию нашим гражданам. Из направлений нашей деятельности хотелось бы также отметить развитие двусторонних экономических отношений, обеспечение взаимных инвестиций, увеличение товарооборота, реализацию совместных проектов. Кроме перечисленного, должен отметить, что дипломатия – это понятие широкое, это искусство возможного, оно включает в себя различные функции, и я Вас уверяю, в этом направлении тоже ведется интенсивная работа.
– Власти Армении и Грузии, говоря об армяно-грузинских отношениях, всегда уверяют, что эти отношения соответствуют духу вековой дружбы двух народов и всегда звучит следующая мысль: «в армяно-грузинских отношениях нет неразрешимых вопросов». А можно узнать, часто ли возникают проблемы и если да, то какого они характера, каких сфер они касаются?
– Бесспорно, я могу сказать, что, как Вы уже заметили, в армяно-грузинских отношениях нет неразрешимых проблем, это неоднократно подтверждали как представители армянского, так и грузинского руководства. В случае возникновения проблем, армяно-грузинские отношения находятся на таком высоком уровне, что они при взаимном согласии очень быстро получают свое решение. Из подобных вопросов я бы хотел отметить проблемы, связанные с сирийскими армянами: некоторым из них разрешали пересекать границу Грузии, а некоторым не разрешали. Вместе с нашими грузинскими коллегами в результате интенсивных переговоров нам удалось очень легко решить этот вопрос, и сейчас являющиеся гражданами Армении сирийские армяне беспрепятственно могут пересекать грузинскую границу.
– А сейчас поговорим о визитах представителей новых властей Армении – президента Армении Армена Саргсяна и премьер-министра Никола Пашиняна в Грузию. Конечно, все заявления, сделанные властями Армении и Грузии публично, были весьма впечатляющими и многообещающими. Можете ли сказать как посол, каких конкретных результатов стоит ждать в ближайшем будущем?
– То, о чем было объявлено, необходимо превратить в действия, и в этом направлении проделывается конкретная работа. Армяно-грузинские вековые отношения, на мой взгляд, можно считать образцовыми, поскольку, будучи рядом тысячелетиями, за исключением некоторых случаев, мы всегда жили в мире и в условиях обоюдного уважения, и, поверьте, такое очень редко бывает — свидетельтвом является история человечества. И сегодня, имея исторически сложившуюся прочную основу для двусторонних отношений, мы строим современные более тесные отношения, которые еще больше укрепились в ходе последних двух визитов нашего высшего руководства. Я Вас уверяю, мы с нашей стороны сделаем все чтобы месяц за месяцем, год за годом повышать уровень армяно-грузинских отношений, включая весь спектр двусторонних связей. Позвольте мне также отметить, что новое грузинское правительство проявляет взаимную готовность, оно также настроено на то, чтобы предпринять практические шаги для дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества.
– В конце прошлого года экс-премьер Грузии Георгий Квирикашвили заявил о том, что в форс-мажорных ситуациях Армения, для которой единственая сухопутная дорога в Россию лежит через Верхний Ларс, может воспользоваться транспортными корридорами через Южную Осетию и Абхазию, и это довольно активно обсуждалось. Официальный Ереван всегда заявлял о том, что заинтересован в альтернативных дорогах. Тем не менее, действительно ли можно считать этот корридор альтернативой Верхнему Ларсу, поскольку есть мнение, что его можно считать не очень комфортным.
– Если говорить об альтернативе, то эту дорогу можно рассматривать как альтернативу, а что касается комфорта, то не очень комфортная альтернатива также является альтернативой.
– Армения является стратегическим союзником России, особенно после российско-грузинской пятидневной войны 2008 года, например, озвучивалось мнение, выражалась озабоченность по поводу того, что возможно, России на определемом этапе перестанут нравится армяно-грузинские тесные отношения. Подобные проявления «ревности» бывают и у нас, когда Грузия выступает в различных форматах, инициативах вместе с Азербайджаном и Грузией. Что нужно сделать для того, чтобы в армяно-грузинских отношениях фактор третьих стран по возможности был снижен?
– Как отметил премьер-министр Армении Никол Пашинян, «отношения Армения-Грузия должны быть в стороне от геополитических факторов и влияния». И действительно, мы можем утверждать, что мы армяно-грузинские отношения рассматриваем в двусторонней плоскости, без геополитического контекста, и на мой взгляд, подобная политика принесет только успех нашим двум странам, поскольку страны с вековой дружбой свои отношения должны строить через прямые связи друг с другом, в духе добрососедства и видения превращения региона в более стабильный и процветающий.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
24.07.2018г