Радио Азатутюн. Начальник Специальной следственной службы (ССС) Армении, исходя из интересов следствия, пока не спешит комментировать возможность привлечения бывшего министра обороны Армении Сейрана Оганяна по уголовному делу «1 марта» в качестве обвиняемого.
Однако говоря о событиях 1 марта 2008 года и об указе бывшего президента Армении Роберта Кочаряна о введении чрезвычайного положения в стране, глава ССС Сасун Хачатрян указывает на выступление тогдашнего начальника Генштаба ВС Сейрана Оганяна и подчеркивает, что власти пригрозили демонстрантам жестким ответом армии.
«Если помните, уже поздно вечером 1 марта Сейран Оганян выступил с призывом, в котором фактически пригрозил гражданам, что если они вдруг выйдут, соберутся и станут предпринимать какие-то действия, запрещенные в связи с правовым режимом, то армия очень строго за это накажет. Я дословно не помню, но смысл такой. Что это означает? Что эти действия были поручены армии. Извините, но каким еще бывает свержение конституционного строя?» — вчера в беседе с директором Радио Азатутюн Грайром Тамразяном сказал глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян.
Указанное главой ССС выступление Оганяна предшествовало разгону демонстрантов, ночевавших на площади Свободы в Ереване, силами полиции, а затем столкновениям между демонстрантами и силовиками на территории, прилегающей к памятнику Александру Мясникяну, в результате которых погибли 10 человек. Вечером того же дня в своем выступлении начальник Генштаба ВС Сейран Оганян заявил о решении президента о введении чрезвычайного положения и вытекающих из него ограничениях, среди которых, в частности, запрет на проведение митингов, шествий и других массовых мероприятий и участие в них.
Между тем, глава ССС утверждает, что указ Кочаряна о введении чрезвычайного положения был незаконным, поскольку подобный правовой режим может определяться лишь законом, а в то время подобного закона не существовало. Следовательно, по словам Хачатряна, были также нарушены основные права и свободы человека, что также было незаконным.
«В результате осуществления режима чрезвычайного положения неизбежно нарушаются основные права и свободы человека, а основные права и свободы, как по Европейской конвенции, так и согласно нашей Конституции могут быть ограничены только законом. Конституционные права и свободы не могут быть ограничены указом», — вчера сказал Радио Азатутюн начальник ССС Сасун Хачатрян.
В ответ на утверждения оппонентов, что до принятия закона президент руководствовался тем переходным положением Конституции, согласно которому в случае угрозы конституционному строю он, посовещавшись с председателем Национального собрания и премьер-министром, имеет право осуществить соответствующие меры и обратиться с посланием к народу, глава ССС сказал, что эти меры он имел право осуществлять до той границы, где начинаются основные права и свободы человека.
В том, что 10 лет назад, действительно были нарушены основные права людей, уверен и правозащитник Артур Сакунц. «Было ограничено право людей на свободное передвижение, на свободу собраний и свободу слова», — сказал правозащитник.
Говоря о выступлении Сейрана Оганяна, Сакунц отметил, что гражданами оно было воспринято как угроза еще в 2008 году, но правовую квалификацию получило лишь спустя 10 лет. По его словам, Оганян также входит в число тех чиновников, бездействие которых привело к кровавым событиям 1 марта, и он также должен понести ответственность.
Радио Азатутюн попыталось получить комментарий по этому вопросу у самого экс-министра обороны, однако в течение всего дня связаться с ним не удалось.
Фото — Радио Азатутюн