Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан после многолетних переговоров разделили Каспийское море. Как отмечает Financial Times, Москва давно считает регион частью своей сферы влияния и много лет старается его сохранить, борясь, например, с такими проектами, как транскаспийский газопровод из Туркменистана в Азербайджан, который позволил бы этим странам конкурировать с Россией на европейском газовом рынке. Статью в обзоре британской прессы цитирует Русская служба ВВС.
Кремль согласился на раздел Каспия ради того, чтобы улучшить связи с Ираном и повысить уровень сотрудничества с центральноазиатскими соседями на фоне попыток США и Китая увеличить присутствие в регионе. Взамен Россия получает запрет на любое военное присутствие на Каспии стран, не участвующих в договоре, то есть российский флот получает контроль над морем.
«Россия была основной движущей силой этого раздела, — говорит аналитик компании Verisk Maplecroft Камилла Хагелунд. — Остается узнать, чем пожертвовала Москва. С точки зрения безопасности она выиграла».
Однако остается неясность по поводу других двусторонних соглашений, которые подписывают страны в регионе в отношении Каспия, и того, как они могут повлиять на работу этой новой договоренности на практике.
Россия ранее говорила, что может импортировать туркменский газ, что дало бы Туркменистану источник дохода. Азербайджан, с другой стороны, хотел бы нарастить импорт, чтобы компенсировать уменьшение объемов добычи.
Запрет на военное присутствие третьих стран в регионе — большая победа для Москвы, он фактически блокирует попытки и НАТО, и Китая углубить отношения с каспийскими странами.