Премьер-министр Армении Никол Пашинян, упомянув во время митинга на площади Республики 17 августа об урегулировании Арцахского вопроса и переговорах, объявил: «Говорят, что Никол Пашинян решил сдать земли. Они путают нас с собой, что ни о чем другом, как о передаче земель, они не переговаривались. И сейчас я знаю об этом по документам, потому что владею всем переговорном процессом, кто и что говорил».
На что намекал Никол Пашинян, издание 168.am попыталось выяснить у бывшего министра иностранных дел РА Эдварда Налбандяна.
– Г-н Налбандян, что Вы можете сказать о данном заявлении Никола Пашиняна, на что он намекает?
– Несколько недель назад, комментируя другое прозвучавшее заявление о том, что в ходе переговоров по Нагорно-Карабахскому урегулированию якобы обсуждалась и была достигнута договоренность о возвращении земель, я сказал, что оно абсолютно не соответствует действительности, является пустопорожним и вводящим в заблуждение.
Опять же, повторяю, в последние годы главным компонентом на всех этапах переговорного процесса было то, что статус Арцаха должен определяться народом Нагорного Карабаха путем волеизъявления, имеющего обязательную международно-правовую силу. Все остальное является производным.
За эти годы Армения заявляла об этом и в ходе переговорного процесса, и публично. Мы также подчеркнули, что достичь всеобъемлющего и прочного решения без участия Арцаха невозможно.
Кстати, сопредседатели разделяют эту точку зрения, и доказательством является то, что это зафиксировано во всех рабочих документах переговорного процесса. В последние годы в процессе урегулирования Карабахской проблемы произошли концептуальные изменения, и наши позиции значительно окрепли.
Если Азербайджан постоянно утверждает, чтобы урегулирование Карабахского конфликта должно основываться исключительно на принципе территориальной целостности, мы достигли той вехи, что международное сообщество говорит, что в основе решения конфликта между Карабахом и Азербайджаном лежат три принципа: неприменение силы или угрозы силы, территориальная целостность и самоопределение народов. Эти принципы рассматриваются как единое целое, и попытки дать преимущество одному из них подорвут мирное урегулирование.
Как я уже упоминал, в последние годы в процессе карабахского урегулирования произошли концептуальные изменения. Осуществление права народов на самоопределение, на протяжении многих лет являющегося краеугольным камнем нашей позиции, как основного рецепта урегулирования проблемы, было четко зафиксировано на уровне глав стран-сопредседателей. Мы достигли того, что международное сообщество и Армения говорят почти на одном языке. Это большое достижение и его нельзя терять. Зафиксированные достижения являются результатом многолетней последовательной работы, их сохранение и укрепление требуют больших усилий для достижения мирного урегулирования. А разговоры о сдаче земель являются пустопорожними и вводящими в заблуждение.
Фото — 168.am