На внеочередном заседании Национального Собрания Армении обсуждается вопрос об утверждении всеобъемлющей годовой программы по сохранению, воспроизводству и использованию экосистемы озера Севан, а также по вопросу о дополнительном водозаборе из Севана. Председатель Госкомитета водного хозяйства Инесса Габаян предложила организовать первое и второе чтения в течение 24 часов. Вице-спикер Национального Собрания Арпине Ованнисян поинтересовалась у нее причинами такой поспешности и может ли она обосновать такую необходимость. Габаян ответила, что вопрос необходимо проработать и принять решение как можно скорее. Она отметила, что и ей тоже трудно выступать с инициативой о дополнительном водозаборе из Севана. «Севан на самом деле стратегический резервуар нашей пресной воды, и мы должны беречь его как зеницу ока. И к этому ведут наши программы по сохранению».
Она сказала, что пока еще нет таких запасов, чтобы мы могли достойно завершить оросительный сезон без Севана: «Сегодня ситуация изменилась, мы работаем с новыми подходами, и именно это приведет нас быстрее к лелеемым мечтам о Севане».
Габаян указала, что спрос на дополнительный водозабор образовался не за один день, и по императиву климатических условий. Она отметила, что с июля система орошения перешла на режим жесткой экономии: «Пополняя существующий дефицит из всех возможных источников, которые составили 120 миллионов кубических метров, сегодня мы сократили до 40 миллионов кубических метров. Мы сделаем все возможное, чтобы не превысить 25 миллионов кубометров, предусмотренных на первом этапе».
Она представила, по каким системам дополнительная вода из озера Севан должна быть доставлена до сельских жителей.
Депутат от фракции «Царукян» Сергей Багратян спросил, представили ли вы целое соцветие цифр, и вроде есть неточности, вы не указали, с какой целью вы использовали прежние 100 миллионов кубометров воды, имелся ли смысл в дополнительном попуске этих 100 миллионов кубических метров воды из Севана?
«Не переварив еще прошлое, предлагать попуск еще 40 миллионов, и ваши обоснования для этого очень уязвимы и слабы. Что означает, что КРОУ установил высокий уровень потерь? Мы понимаем, что есть разумные подозрения относительно их деятельности. В цифрах, которые вы предоставляете, мы официально ожидаем 27-30% потерь, мы принимаем это за основание для организации этого водозабора. Вы говорите, что имеется нужда в 43 миллионах кубометров воды, обращаетесь за 40 миллионами, это непонятно, если вам нужно 43 миллиона кубических метров воды». Он начал критиковать, что в столь сложной ситуации сегодня для Севана приходить с подобным вопросом без представления аргументов несерьезно.
Инесса Габаян посоветовала быть более корректными при формулировке вопроса. Она сказала: «100 млн. кубометров воды – это прошлогодний показатель. Вы имели возможность задать ваш вопрос о 100 миллионах вовремя прошлогодних обсуждений. Я назначена на эту должность с 10 июля, я отвечаю за период с начала моего назначения на должность и до сегодняшнего дня.
Водный комитет еще в начале года, до моего назначения, представил правительству заявку на 80 млн. кубометров для восполнения дефицита. После моего назначения мы со специалистами Комитета обсудили и решили, что не все 80… если есть возможность, мы будем больше эксплуатировать насосные станции, взяв на себя финансовое бремя, мы смогли сократить этот 80-миллионый дефицит с просьбой о дополнительном заборе воды из Севана».