Собеседник «Аравот» — министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян
— Переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта, похоже, зашел в тупик. Переговоров, как таковых, нет. Возможно, сопредседателям тоже сложно выступить с такими предложениями, которые могли бы привести стороны за стол переговоров. Считаете ли вы такую ситуацию беспрецедентной? Допускаете ли вы, что это может быть следствием жесткой позиции премьер-министра Республики Армения Николы Пашиняна, согласно которой Армения будет вести переговоры только от своего имени, а переговоры от имени Арцаха должны вестись только властями Арцаха.
— Нынешняя ситуация в переговорном процессе, сложилась, прежде всего, вследствие развязанной Азербайджаном в апреле 2016 года войны, которая нанесла серьезный удар по процессу урегулирования и отбросила его назад.
В настоящее время в связи со сменой власти в Республике Армения и необходимостью проведения внеочередных парламентских выборов процесс консультаций по урегулированию в некоторой степени замедлился. В истории урегулирования было много пауз, связанных с избирательными процессами в Арцахе, Азербайджане, Республике Армения и в странах-сопредседателях.
Для активизации процесса, в первую очередь, необходимо приложить усилия по претворению в жизнь ранее достигнутых договоренностей по расширению офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ и применению механизмов расследования нарушений режима прекращения огня.
Считаю, что на данном этапе важно обеспечить динамику в процессе урегулирования, а о содержании процесса можно будет говорить после ожидающихся внеочередных парламентских выборов в Республике Армения.
Что касается позиции премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна, полагаем, что она конструктивна и полностью соответствует логике урегулирования конфликта. В связи с этим считаю нужным отметить, что власти Арцаха неоднократно заявляли о необходимости восстановления полноценного участия Арцаха в переговорах, что имеет ключевое значение для повышения эффективности процесса и обеспечения реального прогресса.
Заявления нового премьер-министра Армении о готовности вести переговоры с руководством Азербайджана исключительно от имени Республики Армения делают актуальным необходимость поиска механизмов восстановления полноценного трехстороннего формата переговоров. К примеру, можно четко распределить роли и полномочия двух армянских государств в процессе мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном. В итоге, Республика Армения могла бы отказаться от обсуждения с Азербайджаном и посредниками тех ключевых вопросов урегулирования, которые по договоренности были бы отнесены в сферу исключительной компетенции властей Республики Арцах. В таких обстоятельствах у посредников и третьей стороны не осталось бы другого выхода, как пригласить официальную делегацию Арцаха за стол переговоров.
Трехсторонний формат переговорного процесса доказал свою эффективность, и именно в данном формате были достигнуты самые ощутимые результаты переговоров — Соглашение о прекращении огня в 1994 году, а также договоренности об укреплении режима прекращения огня в 1995 году.
— Неоднократно из Арцаха озвучивались мнения, в том числе и на официальном уровне, о том, что Мадридские принципы не приемлемы для Арцаха. Считаете ли вы, что новые власти РА должны отказаться от достигнутых договоренностей и выдвигать новые подходы в переговорном процессе?
— Поскольку новое правительство Армении было сформировано оппозицией, то оно обладает большим пространством для маневров, что предоставляет определенную свободу действий для корректировки прежних позиций Еревана в вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.