В ходе беседы с Tert.am специальный посланник Армении в 1992-1995 гг. Давид Шахназарян коснулся подвижек в переговорном процессе по Карабахскому конфликту при новой политической власти Армении.
– Господин Шахназарян, во внутриполитической и внешнеполитической сумятице последнего времени создается впечатление, будто интерес к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта отодвинут на задний план. Тогда как ожидалось, что после прихода к власти в Армении новых сил переговорный процесс если и не получил нового развития, то хотя бы получил новое дыхание. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Я полностью разделяю вашу точку зрения относительно того, что в сложившихся ныне условиях внутриполитических потрясений и суматохи Карабахская проблема и переговорный процесс, похоже, преданы забвению и экспертным сообществом, и средствами массовой информации. Честно говоря, я не связывал больших надежд с активностью действующего правительства в Карабахском вопросе, учитывая первые же содержащие противоречивые пункты заявления нового правительства по конфликту.
Что произошло на самом деле? Действующее правительство Армении после прихода к власти в переговорном процессе по Карабахскому конфликту провозгласила политику тайм-аута. А именно, задержка по мере возможностей встреч и переговоров в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Но вроде им это не удалось, состоялся визит сопредседателей в Армению, а затем и встреча министров иностранных дел в Брюсселе.
После апрельской войны прежние власти достигли того, что на столе переговоров осталась только одна повестка, и это была Венская и Санкт-Петербургская повестка, которая касается создания механизмов сохранения и укрепления режима прекращения огня на линии соприкосновения. Об этом свидетельствуют все заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ после апрельской войны. И в заявлении сопредседателей после их визита в Ереван 14 июня, когда они встретились с политическим руководством Армении, и в заявлении, опубликованном после встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Мнацаканяна и Мамедъярова в Брюсселе, нет даже намека на упомянутую мной Венскую и Санкт-петербургскую повестку. Это существенная потеря для армянских сторон.
Если вы обратите внимание на заявление сопредседателей после Брюссельской встречи, вы увидите, что там имела место формулировка «субстантивные переговоры», которую долгое время выдвигал Азербайджан, и о чем официальный Баку заявлял неоднократно. И, да, в этом смысле Азербайджан за это время добился серьезных успехов в вопросе повестки процесса Карабахского урегулирования, а это самая важная цель, серьезное достижение.
– Что это значит?
– Это, по сути, означает основные, содержательные переговоры – только вокруг урегулирования, что для Баку означает исключительно «возвращение территорий». То есть, констатируется, что та повестка, которая была и касалась мероприятий на линии соприкосновения, теперь утрачена. Это также результат политики «тайм-аута» нынешнего политического руководства Армении.
Еще один вывод. Действующая власть Армении вообще не имеет никакой концепции урегулирования Карабахского конфликта. Концепция прежних властей, о которой я говорил неоднократно, была довольно рациональной, и формулировка была довольно простая – «территории в обмен на статус Карабаха» (имелось в виду статус Республики Арцах вне состава Азербайджана).
Впервые правительство Армении не представляет свою концепцию урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. У Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна была концепция. Хорошая, плохая, приемлемая или неприемлемая концепция – это другой вопрос.
Подробности – на сайте Tert.am.
,,… была концепция. Хорошая, плохая, приемлемая или неприемлемая концепция – это другой вопрос».
Не верю, что это другой вопрос. Это все тот же вопрос, который не решается на протяжении ,,царствований» первых 3-х президентов. Далее. Никол объявил, что вопрос должен решать народ Арцаха, а Армения поддержит его решение. То есть, Армения уже не вправе решать за Арцах, а вот почему власти Арцаха не представляют концепцию, это уже действительно другой вопрос. И еще. Никакая концепция не скомпенсирует агрессию Азербайджана, ни на словах, ни на поле боя. Пока азеры мечтают попить кофе в Ереване, единственная сила, могущая воспрепятствовать этому, наша армия. И все это прекрасно осознают. И как следствие этого, затишье также и со стороны ОБСЕ. Только вот нам не следует расслабляться.