В повестке предстоящей сегодня встречи Путина-Пашиняна, среди прочих вопросов, я думаю, будут обсуждаться два вопроса: во-первых, Арцаха, и во вторых, условно говоря, «революции и армяно-российских отношений» (ОДКБ, Кочарян, Хачатуров, Микаел Арутюнян и др.). Я не думаю, что нужно долго объяснять, что эти два вопроса в определенных аспектах взаимоувязаны.
Относительно первого вопроса у новых властей окончательное представление еще не сформулировано и, вероятно, за три месяца сформироваться не могла. Какая из тактик, выбранных за последние 25 лет, является наиболее предпочтительной – поэтапный вариант, обмен территориями (я думаю, это самое неудачное решение), сохранение статус-кво, территории взамен статуса, пока неизвестно. На мой чисто журналистский взгляд, самым удобным вариантом сейчас является сохранение статус-кво до завершения внеочередных парламентских выборов. Какой бы вариант правительство не вынесло сегодня на обсуждение, не имея большинства в Национальном Собрании, оно столкнется с серьезным противодействием, и на этот раз у РПА будет иметься возможность заниматься популизмом, восклицая – «народ, Карабах продают», то восклицание, которое с 1992 года звучит из уст любой оппозиции.
Страны-сопредседатели Минской группу, в частности, Россия, должны понять, что бесполезно говорить о серьезных переговорах до того момента, пока силы, поддерживающие Пашиняна, получат большинство в Национальном Собрании (предполагаю, что так и будет), особенно принимая во внимание, что в нашей стране система управления является парламентской.
Что касается второго вопроса, то, я уверен, премьер-министр выступит с позиции суверенитета Армении и невмешательства в наши внутренние дела. Это, конечно же, правильная позиция, более того, единственная позиция, которую может иметь глава Армении, пользующийся поддержкой большинства граждан страны. Но есть дипломатические оттенки, которые могут иметь большое значение. Например, можно отозвать Хачатурова с поста генерального секретаря ОДКБ, предложить другую кандидатуру, и только потом начать уголовное преследование генерала. Вроде бы мелочь, но без учета подобных деталей можно навредить делу.
Словом, суверенитету, достойной позиции – да; излишней «браваде» и мальчишеским подходам – нет.