В московском отеле «Ararat Park Hyatt», где проходила встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с армянскими представителями бизнес кругов России, были только мужчины, наверное, именно поэтому обсуждение прошло в откровенной атмосфере, но без эмоций. Вопросы собравшихся премьер-министру были основаны на фактах и цифрах, серьезной озабоченности касательно инвестиционной атмосферы, и все это было озвучено с твердой готовностью быть полезными развитию, если… и этих «если» было много, однако они были объединены в одну общую озабоченность: мы не очень хорошо знаем новые власти Армении, и мы еще не уверены, что наши инвестиции в постреволюционную Армению не превратятся в прах, более того, известный российско-армянский бизнесмен Рубен Варданян даже намекнул, что произошедшая сто лет назад революция в царской России, в конечном итоге привела к гражданской войне в стране.
В каждом ответе премьер-министра Никола Пашинян было желание и воля ответить всем и каждому по-отдельности, сказать, что в РА все протекает в обычном русле и всего лишь нужно доверять и помогать правительству Армении в деле активизации процесса, а правительство со своей стороны гарантирует, что любая инвестиция будет защищена силой закона.
В ответ на озабоченность Рубена Варданяна Никол Пашинян ответил, что он, по правде говоря, не понимает, почему в Армении время от времени поднимается тема стабильности. В Армении произошла революция, и во время революции в РА стабильность ни на мунуту не была нарушена. «Говорят о нестабильности, о гражданских войнах. О чем речь то? Что именно является непредсказуемым? Вы хотите, чтобы я провозгласил себя монархом, чтобы это и было стабильностью? Нет, в этом смысле в Армении не будет стабильности, будут свободные, справедливые выборы, в ходе которых народ решит, кто буддет у власти, и фактором срабильности Армении будет именно это»,- констатировал премьер-министр.
На замечание Р.Варданяна о том, что бизнес любит цифры, и его красивыми словами не убедить, однако, к примеру, ни одному правительству Армении еще не удавалось ответить на озвученный им лично вопрос о том, какой бизнес в Армении самый прибыльный, и есть ли информация о том, в какой именно сфере инвестируя деньги, бизнесмен может надеяться, что 30-40 процентов его капитала вернется в качестве дохода, премьер-министр заметил: «Я удивляюсь тому, что Вы, господин Варданян, имели такие нервы и трем, четырем премьер-министрам задавали один и тот же вопрос, констатируя, что ни одному из них ответ неизвестен. У Вас очень хорошая команда. Скажите своей команде, чтобы рассчитали, дали правительству и лично мне бумагу, и я буду держать ее в кармане, чтобы как только станут задавать этот вопрос, с гордостью доставать и говорить – прибыльность составляет столько-то, спасибо господину Варданяну за то, что помог мне найти ответ на этот вопрос. Мы не говорим, что мы самые умные и не нуждаемся в чьей-либо поддержке. Если правительство Армении не может сказать, какой бизнес самый прибыльный, то помогите в этом вопросе вы».Что касается отношения Армении к армянской общине, о чем господин Варданян сказал, что она не очень уважительна, и Армения всегда говорит – вкладывайте деньги, помогайте нам, но не вмешивайтесь в наши дела, премьр-министр заверил, что самая большя помощь будет в том, чтобы сама община не разделяла людей на своих и чужих. Мы не говорим, что часть общины являются нашими друзьями, а другая – нет, и давайте используем рычаги для того, чтобы одна группа стала сильнее, а другая – слабее. Задача общины заключалась в том, чтобы вовлечься в клановую войну в Армении. Сейчас этого нет и быть не может, заверил премьер-министр, подытожив: «Я готов к диалогу, господин Варданян, я готов услышать не очень лестные слова, и если выяснится, что я оказался неправ, то готов извиниться и исправить свои ошибки действями».
Говоря о благотворительности, премьер-министр выразил слова благодарности, подчеркнув, что, в том числе благодаря собравшимся, Армения за это время решила множество вопросов, однако пришло время заменить логику благотворительности деловым подходом, поскольку «мы говорим «нет» Армении, которая протягивает руку. Мы говорим, что РА – место где можно работать, зарабатывать деньги, помогать заработать другим… »,- подчеркнул премьер-министр и объяснил присутствующим, что когда они говорят о борьбе с коррупцией, то не имеют в виду борьбу против бизнеса, и в Армении нет ни одного случая перераспределения собственности, невозможно найти какой-либо случай, когда в результате борьбы с коррупцией чью-то собственность отняли и отдали другому.
Премьер-министр отметил также, что, действительно, система управления в Армении имеет множество проблем, и сегодня, несмотря на то, что в стране новые власти, тем не менее, 90 процентов системы – те же люди, не было кадровой резни, и понятно, что инвесторов это могло бы напугать, что могут найтись люди, работающие по старым методам, против чего правительство разрабатывает механизмы борьбы.
Премьер-министр подробно объяснил, что в Армении существует параллельная государственная система. Существуют фонды, ГНКО и так далее, они полностью или частично финансируются государством и осуществляют те функции, которые должны выполнять министерства с той разницей, что в этих учреждениях люди получают зарплату вдвое-втрое больше, чем сотрудники министерств, в том случае, когда результат выполненной работы – ноль. Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо сократить аппарат управления, говорит премьер.
Представители общины поинтересовались также вопросом ограничения избирательного права граждан Армении, находящихся за пределами страны. В посольстве есть лишь два участка, на которых не могут голосовать больше, чем 3-4 тысячи людей, а в России живет свыше миллиона граждан Армении,- рассказали присутствующие, в ответ премьер-министр сказал: «Сейчас, если мы обеспечим избирательное право проживающих в Москве наших граждан, будет ли это означать, что мы также должны обеспечить права наших граждан, проживающих в других городах России? Если это не делается как чистая формальность, то значит должны действовать исходя из законодательства РА, в котором говорится, что необходим избирательный участок для каждых двух тысяч избирателей, и, исходя из этой логики, в тех городах где проживает множество армян, есть свыше шести тысяч избирательных участков. Если мы открываем избирательный участок в Москве, то каким образом проживающий в Хабаровске наш соотечественник может считать, что мы обеспечили ему право на голосование: если ему лететь из Хабаровска в Москву, то пусть летит в Ереван и голосует здесь. Давайте обсудим и решим, что мы действительно хотим эти шесть тысяч участков, посмотрим, во сколько это обойдется и сделаем эти расходы, здесь я проблемы не вижу»,- заключил премьер-министр.