Основным вопросом до революции, который задавали мне на улице, был следующий: «Что будет с этим народом?». После революции этот вопрос преобразовался, и теперь они спрашивают: «Будет хорошо, эта страна исправится?». В преобразовании, конечно, есть определенная положительная динамика. Вопрос «что же будет, в конце концов?» переводится так: «все становится хуже изо дня в день, до чего мы так дойдем?». А в вопросе «будет хорошо?» я вижу надежду и оптимизм. Подтекст таков: «Бандиты и грабители отстранены от власти, интересно, смогут ли новые люди, которым мы доверяем, сделать так, чтобы было хорошо?».
Остается выяснить, что люди понимают под выражением «будет хорошо». Иногда этот вопрос я задаю тем, кто ведет со мной такие беседы: «Что должно произойти, чтобы, скажем, «страна исправилась»? Вариантов ответа в основном два: 1. материальное: «когда положение этого народа улучшится»; и 2. «духовное» – «чтобы была справедливость».
Рассмотрим подробнее оба направления. Положение народа улучшится, если он начнет жить более благополучно. То есть, если человек, скажем, получает зарплату в размере 150 000 драмов месяц, а в следующем году будет получать 180 000, скажет ли он, что страна исправилась? Или, может быть, если будет получать 300 тысяч? Если в этом случае большинство граждан Армении скажут: «Вот теперь хорошо», то правительство не должно жалеть сил и усилий для достижения этой планки.
Теперь рассмотрим справедливость. В некотором смысле она уже установлена: те, кто, по мнению большинства, грабили народ, больше не грабят, у них нет такой возможности. Но поскольку на улице продолжают спрашивать, «когда же исправится страна», и под этим понимают торжество справедливости, значит, этого мало. Вернуть народу награбленные деньги? Конечно. Например, во время строительства дороги Север-Юг, согласно правоохранителям, было «съедено» более 40 миллионов долларов. Однако не ясно, у кого надо требовать эту сумму? Хорошо, предположим, все эти миллионы возвратятся в бюджет. Перестанут ли люди спрашивать – «будет хорошо?». Или, если все бывшие чиновники окажутся в тюрьме со всеми их родственниками и друзьями, этот вопрос больше не будет возникать?
Как и прежде, я и сейчас думаю, что причину «хорошего» или «плохого», их источники и факторы человек должен искать исключительно в себе и только себя чувствовать ответственным за его же состояние. По моему мнению, страна исправится тогда, когда никто не будет задавать такие вопросы.
Карикатура – «Medialab» (на картинке слева и посередине написано: «Пока денег не дадут — на выборы не пойду», на картинке справа: «Эта страна — не страна»)
,,Хорошо» зависит от нас и только от нас. От каждого из нас в отдельности. Турок всегда говорил, что победить армян можно только терпением и выжиданием — рано или поздно они (то есть, мы) начнут разрушать себя изнутри, ослабнут, вот тогда мы и воспользуемся. Неужели это время приходит? Это первый вывод из всего того, что сейчас происходит у нас в стране. Второй вывод… Неужели это всего лишь одна Большая игра, призванная… укрепить нашу государственность. (Имеющий уши, да услышит, имеющий глаза, да увидит).